Ольга Васильевна Ремизова
Консультация «Годовой круг встреч с родителями — новый взгляд на родительские собрания в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад «Кораблик» г. Волгодонска
Консультация
«Годовой круг встреч с родителями – новый взгляд
на родительские собрания в ДОУ»
Воспитатель: Ремизова О. В.
Публикация «Консультация „Годовой круг встреч с родителями — новый взгляд на родительские собрания в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Новый год. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями преимущество сохраняют групповые родительские собрания. Опираясь на содержание ФГОС ДО, сегодня нельзя считать "выступление перед родителями с докладом" хорошим способом разговора о воспитании ребенка, необходимо осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу.
Диалог на общих или групповых родительских собраниях - это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями.
Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует партнёрскую деятельность взрослых, направленную на обновление системы воспитания.
Новый смысл собрания - собрание-встреча партнеров.
Такие собрания целесообразно проводить, как годовой круг родительских встреч, каждая из которых направлена на решение определённых задач на каждом этапе воспитательно-образовательного процесса.
Основные задачи встреч :
• установление контакта между педагогами и родителями;
• определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих;
• определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей, высказывание предположений об их появлении;
• понимание ценности взаимодействия «педагог – родитель»;
• установление обратной связи, совершенствование содержания, форм, результатов совместной педагогической деятельности.
Название «годовой круг встреч» выбран не случайно. Ребёнок развивается по спирали, каждый виток которой несёт ему новые знания из мира природы, предметов, обретение новых навыков, познание новых ощущений. Восхождение по спирали всегда сопряжено с трудностями, преодолеть которые помогут взрослые– педагоги и родители.
Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности, на исследования Р. В. Овчаровой, на родительских собраниях можно использовать следующие методы взаимодействия:
• Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.
-1-
• Видиокоррекция. Участники дискуссии просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
• Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
• Совместные действия- выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом.
• Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
• Вербальная дискуссия воспитывает культуру диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.
И другие….
Каждая встреча завершается рефлексивным кругом «Что дала мне эта встреча», где каждый участник делится своими соображениями о дальнейшем взаимодействии родителей и педагогов.
На таких собраниях-встречах можно использовать следующие формы взаимодействия с родителями :
Презентация дошкольного учреждения.
Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждение, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка (фрагментарно).
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами: логопедом, психологом, инструктором по физической культуре. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями.
-2-
Педагогический совет с участием родителей.
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Проводится интервью с родителями, что помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. Рассматриваются педагогические ситуации, обсуждение которых активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон. Проводится игра «Телефон доверия», где родители в игровой форме могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде.
Педагогические беседы и тематические консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, где дается квалифицированный совет по той или иной проблеме.
«Круглый стол» с родителями.
Цель: в нетрадиционной обстановке с участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседании «круглого стола» для родителей показывается сущность обучения дошкольников, его специфика, которая заключается в использовании игровых приемов. Для родителей проводятся : сообщения специалистов той или иной проблеме, анализ педагогических ситуаций, выставка литературы. Участники могут свободно общаться друг с другом.
Несомненно, использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей.
-3-