Лучший педагог года

Формирование звуковой культуры речи посредством игр и упражнений

Светлана Лебедева
Формирование звуковой культуры речи посредством игр и упражнений

Формирование звуковой культуры речи посредством игр и упражнений

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Публикация «Формирование звуковой культуры речи посредством игр и упражнений» размещена в разделах

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом :

правильное произношение звуков,

правильное произношение слов,

громкость и скорость речевого высказывания,

ритм,

паузы,

тембр,

логическое ударение и пр. ,

нормальное функционирование речедвигательного аппарата,

нормальное функционирование слухового аппарата,

наличие полноценной окружающей речевой среды.

Младшая группа

Русская народная песенка «Курочка-рябушечка»

Цель. Формировать умение четко произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

Материалы: шапочка курочки.

Курочка - рябушечка, куда идешь?

На речку.

Курочка- рябушечка, зачем идешь?

За водой.

Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат - пи-пи-пи!

Упражнение «Солнце или дождик»

Цель. Воспитание у детей умение переключать слуховое внимание.

Материалы: игрушка бубен.

Ход: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Упражнение «Угадай, кто кричит».

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.

Материалы: игрушки животных

Ход: Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной, обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали, активизировать их вопросами.

Упражнение «Угадай, кто идет».

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна

Материалы: бубен

Ход: Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель стучит в тамбурин, все время, меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Упражнение «Во дворе».

Цель. Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Материалы: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»

Упражнение «Тук-тук».

Цель. Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правиль- ное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.

Материалы: игрушечный молоток.

Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук», а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Средняя группа

Упражнение «Найди первый звук»

Цель. Учиться четко выделять в слове первый звук.

Материалы: машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.

Ход: взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начина- ется со звука [с] (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука [с], то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет. Машина не поедет, потому что в слове гусь звук [сь], а не [с].

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

Упражнение «Громко–шепотом»

Цель. Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Материалы: игрушки – котёнок, оса.

Ход: взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са – приле тела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко – тихо – шепотом (вместе со взрослым и индивидуально) :

Су-су-су – кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са. (там летит оса, су-су-су. (я боюсь осу).

Упражнение «Во дворе».

Цель. Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Материалы: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»

Упражнение «Тук-тук».

Цель. Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правиль- ное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.

Материалы: игрушечный молоток.

Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук», а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук- тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Старший дошкольный возраст

(6-7лет)

«ЧТО ТАКОЕ ЗВУК, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ?»

Цель. Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Ход:

— Какие звуки вы знаете? (Гласные, согласные; твердые, мягкие; звонкие, глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово. стол? (Предмет мебели.)

— Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Мы поэтому говорим: «Что значит (или обозначает) слово. ?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? (По именам.) Назовите имена своих родителей, родных и близких. У кого в доме есть кошка? собака? Как их зовут? У людей имена, а у животных. (клички).

— У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть, спать, ездить?

— Давайте поиграем. Игра называется «Почему так называют». Возьмем слова пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Нам понятно, для чего нужны предметы, названные этими словами.

— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

— Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на гласный звук а (Аня, Андрюша, Антоша, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна! Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стае, Володя); на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Люба).

— Мы будем с вами играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

Упражнение – сказка «Жили-были звуки»

Цель. Напомнить детям строение артикуляционного аппарата; ввести понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; совершенствовать фонетико - фонематическое восприятие; развивать моторику артикуляционного аппарата.

Материалы: фишки красного и синего цветов, условные домики красного и синего цветов, предметные картинки на гласные и твёрдые согласные звуки, мяч, карандаши красного и синего цветов.

Ход: чтение дидактической сказки «Жили-были звуки».

«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик, у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол - нижнее нёбо, дверь - губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть). Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком языка). И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога) : «а», «о», «у», «ы», «э», «и». Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет «м-м-м», то к потолку прижмёт «т-т-т», то заставит звуки шипеть «ш», фыркать «ф», свистеть «с», хрипеть «х». То бьёт Змей Горыныч хвостом «р». Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками» (По Л. П. Царёвой). Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.

Упражнение «Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

Материалы: жук, шуба, шапка, жаба, забор, замок, цапля, цыпленок.

Ход: найдите слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове цыпленок! (Слово жук состоит из одного слога, шуба, шапка, жаба, забор, замок, цапля — из двух, цыпленок — из трех слогов.)

- Какие слова начинаются с одинакового звука? Назовите эти звуки. (Слова шапка и шуба начинаются со звука ш, слова жук и жаба — со звука ж….)

- Назовите овощи, фрукты и ягоды со звуками р (морковь, виноград, груша, персик, гранащ, смородина, рь (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос, л (баклажан, яблоко, кизил, ль (малина, лимон, апельсину слива).

-Опиши нам ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. (Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый помидор. Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это –).

Упражнение «Картина – корзина»

Цель. Находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Материалы: картина, ракета, лягушка.

Ход: сколько слогов в словах картина, лягушка, ракета! (Три.)

- Подберите слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, машина, лягушка (подушка, кадушка,ракета (конфета, котлета, вертолет (самолет, береза (мимоза).

-Что делает лягушка (прыгает, плавает, ракета (летит, мчится, картина (висит!

Дети повторяют все слова и говорят, что в каждом из них по три слога.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3 - е. изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000 г. – 400 с.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : Средняя группа (4-5 лет, «Программа воспитания и обучения в детском саду» / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2015, - 80 с.

3. Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. М. : Аквариум, 1995.

4. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова - 2-е изд., испр. к доп. М. : Просвещение, 2013. - 144 с.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Власовец Г. А. М. : Детство – Пресс, 2002.

6. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2010.

7. Хватцев М. Е. Логопедия. Книга 1. М. : Владос, 2009 г. – 272 с. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7лет Сборник упражнений. М. : ТЦ Сфера, 2005.

8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звуковой культуры речи посредством игр и упражнений
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 15:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД