Светлана Лебедева
Формирование звуковой культуры речи посредством игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование звуковой культуры речи посредством игр и упражнений
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Публикация «Формирование звуковой культуры речи посредством игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом :
правильное произношение звуков,
правильное произношение слов,
громкость и скорость речевого высказывания,
ритм,
паузы,
тембр,
логическое ударение и пр. ,
нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
нормальное функционирование слухового аппарата,
наличие полноценной окружающей речевой среды.
Младшая группа
Русская народная песенка «Курочка-рябушечка»
Цель. Формировать умение четко произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
Материалы: шапочка курочки.
Курочка - рябушечка, куда идешь?
На речку.
Курочка- рябушечка, зачем идешь?
За водой.
Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат - пи-пи-пи!
Упражнение «Солнце или дождик»
Цель. Воспитание у детей умение переключать слуховое внимание.
Материалы: игрушка бубен.
Ход: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.
Упражнение «Угадай, кто кричит».
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.
Материалы: игрушки животных
Ход: Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной, обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали, активизировать их вопросами.
Упражнение «Угадай, кто идет».
Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна
Материалы: бубен
Ход: Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель стучит в тамбурин, все время, меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Упражнение «Во дворе».
Цель. Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Материалы: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто - там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»
Упражнение «Тук-тук».
Цель. Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правиль- ное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.
Материалы: игрушечный молоток.
Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук», а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.
Средняя группа
Упражнение «Найди первый звук»
Цель. Учиться четко выделять в слове первый звук.
Материалы: машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Ход: взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начина- ется со звука [с] (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука [с], то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет. Машина не поедет, потому что в слове гусь звук [сь], а не [с].
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
Упражнение «Громко–шепотом»
Цель. Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Материалы: игрушки – котёнок, оса.
Ход: взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са – приле тела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко – тихо – шепотом (вместе со взрослым и индивидуально) :
Су-су-су – кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са. (там летит оса, су-су-су. (я боюсь осу).
Упражнение «Во дворе».
Цель. Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Материалы: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто - там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»
Упражнение «Тук-тук».
Цель. Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правиль- ное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.
Материалы: игрушечный молоток.
Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук», а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук- тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.
Старший дошкольный возраст
(6-7лет)
«ЧТО ТАКОЕ ЗВУК, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ?»
Цель. Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.
Ход:
— Какие звуки вы знаете? (Гласные, согласные; твердые, мягкие; звонкие, глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово. стол? (Предмет мебели.)
— Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Мы поэтому говорим: «Что значит (или обозначает) слово. ?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? (По именам.) Назовите имена своих родителей, родных и близких. У кого в доме есть кошка? собака? Как их зовут? У людей имена, а у животных. (клички).
— У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть, спать, ездить?
— Давайте поиграем. Игра называется «Почему так называют». Возьмем слова пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Нам понятно, для чего нужны предметы, названные этими словами.
— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.
— Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на гласный звук а (Аня, Андрюша, Антоша, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна! Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стае, Володя); на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Люба).
— Мы будем с вами играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.
Упражнение – сказка «Жили-были звуки»
Цель. Напомнить детям строение артикуляционного аппарата; ввести понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; совершенствовать фонетико - фонематическое восприятие; развивать моторику артикуляционного аппарата.
Материалы: фишки красного и синего цветов, условные домики красного и синего цветов, предметные картинки на гласные и твёрдые согласные звуки, мяч, карандаши красного и синего цветов.
Ход: чтение дидактической сказки «Жили-были звуки».
«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик, у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол - нижнее нёбо, дверь - губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть). Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком языка). И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога) : «а», «о», «у», «ы», «э», «и». Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет «м-м-м», то к потолку прижмёт «т-т-т», то заставит звуки шипеть «ш», фыркать «ф», свистеть «с», хрипеть «х». То бьёт Змей Горыныч хвостом «р». Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками» (По Л. П. Царёвой). Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.
Упражнение «Найди звук»
Цель: находить слова с одним и двумя слогами.
Материалы: жук, шуба, шапка, жаба, забор, замок, цапля, цыпленок.
Ход: найдите слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове цыпленок! (Слово жук состоит из одного слога, шуба, шапка, жаба, забор, замок, цапля — из двух, цыпленок — из трех слогов.)
- Какие слова начинаются с одинакового звука? Назовите эти звуки. (Слова шапка и шуба начинаются со звука ш, слова жук и жаба — со звука ж….)
- Назовите овощи, фрукты и ягоды со звуками р (морковь, виноград, груша, персик, гранащ, смородина, рь (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос, л (баклажан, яблоко, кизил, ль (малина, лимон, апельсину слива).
-Опиши нам ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. (Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый помидор. Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это –).
Упражнение «Картина – корзина»
Цель. Находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.
Материалы: картина, ракета, лягушка.
Ход: сколько слогов в словах картина, лягушка, ракета! (Три.)
- Подберите слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, машина, лягушка (подушка, кадушка,ракета (конфета, котлета, вертолет (самолет, береза (мимоза).
-Что делает лягушка (прыгает, плавает, ракета (летит, мчится, картина (висит!
Дети повторяют все слова и говорят, что в каждом из них по три слога.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3 - е. изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000 г. – 400 с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : Средняя группа (4-5 лет, «Программа воспитания и обучения в детском саду» / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2015, - 80 с.
3. Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. М. : Аквариум, 1995.
4. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова - 2-е изд., испр. к доп. М. : Просвещение, 2013. - 144 с.
5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Власовец Г. А. М. : Детство – Пресс, 2002.
6. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2010.
7. Хватцев М. Е. Логопедия. Книга 1. М. : Владос, 2009 г. – 272 с. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7лет Сборник упражнений. М. : ТЦ Сфера, 2005.
8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.