Юлия Николаевна Л
Консультация «Формирование у детей этикетных навыков речевого общения»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Формирование у детей этикетных навыков речевого общения».
"Ничего не обходится нам так дешево
и не ценится так дорого, как вежливость. "
Мигель Сервантес
Подготовила:
Учитель-логопед
Лысых Ю
Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром "волшебных” “ слов, различными вариантами этикетных форм, воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.
Публикация «Консультация „Формирование у детей этикетных навыков речевого общения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Заметим, что именно в дошкольном возрасте, который является коротким, но очень важным периодом, формируется человек, как личность. Ребёнок, достигая этого возраста, обретает первые знания об окружающей жизни, У него начинает складывается определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Поскольку вежливость является характерной категорией человеческой культуры, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца.
Этикет - это совокупность общепринятых правил поведения в обществе или в определённой ситуации.
Речь человека - это визитная карточка, которая свидетельствует об его уровне образованности, культуре, воспитанности.
В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.
Представленный материал для работы с детьми подготовительной группы по изучению речевого этикета включает восемь циклов.
1. Что такое этикет?
2. Зачем быть вежливым?
3. Волшебные слова.
4. Давайте познакомимся.
5. Урок вежливости в школе игрушек.
6. В гости на день рождения.
7. Телефон и мы.
8. Путешествие в кинотеатр.
Главной целью обучения является то, чтобы ребёнок знал и умел правильно вести себя в обществе. Уважительно относился к близким и окружающим людям.
Формирование навыков речевого этикета детей происходит в любых организационных формах, будь то занятия, беседы, режимные моменты. Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются также игры-инсценировки, дидактические, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, словесные игры.
Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие детей в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра является средством воспитания и обучения. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка.
Использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги ("Семья"; "Кафе"; "Мы едем в транспорте" и др).Цель:-познакомить детей с элементарными правилами поведения.
Сюжетов для игры может быть множество, ведь культура поведения нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в детском саду; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; в ежедневном общении и т. д.
Дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.
В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.
("В театре"; «Назови лишнее слово»; "Хорошо или плохо"; и т. д)
Как говорил (В. А. Сухомлинский)
Ум ребёнка находится на кончиках пальчиков
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей. ("Дружные пальчики"; "Наша группа"; "Вежливый зайка" и др).
Подвижные игры: «Если дружно нам живётся», «Мяч лови слова прощанья говори», «Догони – вежливое слово говори» и др.
Театрализованные игры:— кукольный театр «Спасем доброту»;
Словесные игры: «Доскажи словечко» и др.
Беседа воспитателя с детьми на тему
-" Что такое этикет?"; "Что значит быть вежливым".
• Ситуативный разговор «У меня зазвонил телефон» (Познакомить с правилами общения по телефону)
• С каких слов необходимо начинать телефонный разговор?
• Какими словами мы заканчиваем телефонный разговор?
• Можно ли при разговоре что-то кушать? Почему?
• Что делать, если ты звонил другу, но ошибся номером и попал совсем в другую квартиру?
• Ты звонишь другу, но его нет дома. Трубку взял кто-то из родителей. Нужно ли представиться, называя свое имя.
• О каких волшебных словах нельзя забывать при телефонном разговоре.
Рассматривание картин: "Культура поведения в гостях"; "Культура поведения дома"; "Правила поведения за столом" и др.
Совместная деятельность воспитателя и детей по рисованию, лепке, аппликации.
Художественно-эстетическое развитие
Изготовление подарков ко Дню 8 Марта,ко дню защитников отечества" и т. д.
Рисование: «Путешествие в страну добра»; «Цветок вежливости» и др.
Аппликация: «Дерево добрых слов».
Лепка: "Посуда для бабушки" "Цветок добра".
Музыкальная деятельность: песни «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной» и др.
По усвоению детьми речевого этикета, большое значение имеет работа с родителями.
-Анкетирование: «Наш помощник этикет»
-Консультация: «О воспитании вежливости детей дошкольного возраста
-Мультфильмы, рекомендованные родителям для просмотра дома с детьми.
-Уроки тетушки Совы. - Уроки хорошего поведения.
-Уроки для детей – Этикет. Вежливость.
-Уроки хороших манер. - Правила приличия и дружба.
-Лунтик. -Уроки вежливости.
-Папка – передвижка на тему «Правила речевого этикета»
-Фото – выставка «Я уже большой – помогаю маме»
Также,Использование художественной литературы, она оказывает влияние на развитие и обогащение речи.
-С. Михалков «Ежели вы вежливы»,
-В. Осеева «Волшебное слово»,
-В. А. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо»,
Подборка пословиц и поговорок на тему: «Этикет вежливости»
- Жизнь дана на добрые слова;
-Учись добру – плохое на ум не пойдет;
- Не одежда красит человека, а его добрые дела;
- Добрые слова дороже богатства;
- - Не рой другому яму, сам туда упадешь;
- Поступай так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой;
-Сумел провиниться, сумей и повиниться;
- Доброе слово лечит, а злое калечит;
- Не ищи красоты, а ищи доброты;
- Поклониться – голова не отвалиться и др.
Заключение
Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете.
Филип Честерфилд.