Приложение МААМ

Консультация «Формирование у детей этикетных навыков речевого общения»

Юлия Николаевна Л
Консультация «Формирование у детей этикетных навыков речевого общения»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Формирование у детей этикетных навыков речевого общения».

"Ничего не обходится нам так дешево

и не ценится так дорого, как вежливость. "

Мигель Сервантес

Подготовила:

Учитель-логопед

Лысых Ю

Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром "волшебных” “ слов, различными вариантами этикетных форм, воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

Публикация «Консультация „Формирование у детей этикетных навыков речевого общения“» размещена в разделах

Заметим, что именно в дошкольном возрасте, который является коротким, но очень важным периодом, формируется человек, как личность. Ребёнок, достигая этого возраста, обретает первые знания об окружающей жизни, У него начинает складывается определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Поскольку вежливость является характерной категорией человеческой культуры, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца.

Этикет - это совокупность общепринятых правил поведения в обществе или в определённой ситуации.

Речь человека - это визитная карточка, которая свидетельствует об его уровне образованности, культуре, воспитанности.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.

Представленный материал для работы с детьми подготовительной группы по изучению речевого этикета включает восемь циклов.

1. Что такое этикет?

2. Зачем быть вежливым?

3. Волшебные слова.

4. Давайте познакомимся.

5. Урок вежливости в школе игрушек.

6. В гости на день рождения.

7. Телефон и мы.

8. Путешествие в кинотеатр.

Главной целью обучения является то, чтобы ребёнок знал и умел правильно вести себя в обществе. Уважительно относился к близким и окружающим людям.

Формирование навыков речевого этикета детей происходит в любых организационных формах, будь то занятия, беседы, режимные моменты. Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются также игры-инсценировки, дидактические, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, словесные игры.

Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие детей в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра является средством воспитания и обучения. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка.

Использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги ("Семья"; "Кафе"; "Мы едем в транспорте" и др).Цель:-познакомить детей с элементарными правилами поведения.

Сюжетов для игры может быть множество, ведь культура поведения нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в детском саду; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; в ежедневном общении и т. д.

Дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.

В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.

("В театре"; «Назови лишнее слово»; "Хорошо или плохо"; и т. д)

Как говорил (В. А. Сухомлинский)

Ум ребёнка находится на кончиках пальчиков

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей. ("Дружные пальчики"; "Наша группа"; "Вежливый зайка" и др).

Подвижные игры: «Если дружно нам живётся», «Мяч лови слова прощанья говори», «Догони – вежливое слово говори» и др.

Театрализованные игры:— кукольный театр «Спасем доброту»;

Словесные игры: «Доскажи словечко» и др.

Беседа воспитателя с детьми на тему

-" Что такое этикет?"; "Что значит быть вежливым".

• Ситуативный разговор «У меня зазвонил телефон» (Познакомить с правилами общения по телефону)

• С каких слов необходимо начинать телефонный разговор?

• Какими словами мы заканчиваем телефонный разговор?

• Можно ли при разговоре что-то кушать? Почему?

• Что делать, если ты звонил другу, но ошибся номером и попал совсем в другую квартиру?

• Ты звонишь другу, но его нет дома. Трубку взял кто-то из родителей. Нужно ли представиться, называя свое имя.

• О каких волшебных словах нельзя забывать при телефонном разговоре.

Рассматривание картин: "Культура поведения в гостях"; "Культура поведения дома"; "Правила поведения за столом" и др.

Совместная деятельность воспитателя и детей по рисованию, лепке, аппликации.

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление подарков ко Дню 8 Марта,ко дню защитников отечества" и т. д.

Рисование: «Путешествие в страну добра»; «Цветок вежливости» и др.

Аппликация: «Дерево добрых слов».

Лепка: "Посуда для бабушки" "Цветок добра".

Музыкальная деятельность: песни «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной» и др.

По усвоению детьми речевого этикета, большое значение имеет работа с родителями.

-Анкетирование: «Наш помощник этикет»

-Консультация: «О воспитании вежливости детей дошкольного возраста

-Мультфильмы, рекомендованные родителям для просмотра дома с детьми.

-Уроки тетушки Совы. - Уроки хорошего поведения.

-Уроки для детей – Этикет. Вежливость.

-Уроки хороших манер. - Правила приличия и дружба.

-Лунтик. -Уроки вежливости.

-Папка – передвижка на тему «Правила речевого этикета»

-Фото – выставка «Я уже большой – помогаю маме»

Также,Использование художественной литературы, она оказывает влияние на развитие и обогащение речи.

-С. Михалков «Ежели вы вежливы»,

-В. Осеева «Волшебное слово»,

-В. А. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо»,

Подборка пословиц и поговорок на тему: «Этикет вежливости»

- Жизнь дана на добрые слова;

-Учись добру – плохое на ум не пойдет;

- Не одежда красит человека, а его добрые дела;

- Добрые слова дороже богатства;

- - Не рой другому яму, сам туда упадешь;

- Поступай так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой;

-Сумел провиниться, сумей и повиниться;

- Доброе слово лечит, а злое калечит;

- Не ищи красоты, а ищи доброты;

- Поклониться – голова не отвалиться и др.

Заключение

Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете.

Филип Честерфилд.

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование у детей этикетных навыков речевого общения»
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 11:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование у детей этикетных навыков речевого общения»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Николаевна Л (УИ 1047845) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД