Наталья Чадайкина
Консультация «Формирование правильной осанки у дошкольников»
▼ Скачать
В последние годы отмечается тенденция к снижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Они долго сидят у телевизора, компьютера, при чтении книг, при занятиях ручным трудом, рисованием, лепкой, не требующих активных движений. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ, плохо сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата, что приводит к нарушению осанки. Поэтому, чем раньше выявить проблему, тем легче ее будет поправить и избежать тяжелых последствий. Всегда легче предупредить, чем лечить.
Публикация «Консультация „Формирование правильной осанки у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
Охрана и укрепление здоровья детей является главной задачей дошкольного учреждения. В наше время все больше детей появляются со всевозможными отклонениями (внутриутробные травмы, экология, инфекции, аварии и т. д.).
Систематическая работа по профилактике плоскостопия и формирование правильной осанки в условиях детского сада является одним из важных факторов укрепления здоровья детей. Успешность её проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте воспитателя, инструктора по физкультуре и родителей.
С хорошей осанкой нужно родиться – считают некоторые родители. Но это не так. Ее можно и нужно выработать, особенно если у ребенка наследственная предрасположенность к сколиозу или в младенчестве были проблемы с мышечным тонусом, из-за чего уже на первом году жизни позвоночник приобретает неправильную форму. Ведь дефект осанки- частый спутник многих хронических недугов, признаков общего неблагополучия, свидетельствующий: детский организм по каким-то причинам ослаблен.
Осанка- привычное положение тела человека во время движения и покоя- формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры – «опорного корсета»
Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую (круглая спина, кифотическую, выпрямленную (плоская спина, а также асимметричную.
Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.)
Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.
Позвоночник- это одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции – опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений – обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.
Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного (переходящего в крестец) и копчикового – с умеренными физиологическими изгибами, имеющими передне – заднее направление.
При правильной осанке физиологический изгиб позвоночника у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутым, ноги прямыми.
Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразится на здоровье ребенка.
Вялая осанка (неустойчивая). Голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях.
Сутуловатость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.
Лордоз. Чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоночника.
Сколиоз. Боковое искривление позвоночника, асимметрия плечевого пояса.
Для развития хорошей осанки прежде всего следует приучать детей правильно стоять, ходить и сидеть, так как огромное значение для дошкольников имеет правильное положение тела за столом или партой.
Детская мебель.
Соответствие стола и стула росту и пропорциям тела ребенка – одно из обязательных условий для формирования у него правильной осанки.
Чтобы подобрать стол и стул ребенку, надо измерить его рост и определить ростовую группу.
Стулья должны быть в комплекте со столом – одной группы мебели, которая должна быть пронумерована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей.
Основные размеры стульев и столов для детей дошкольного возраста.
Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота стола (мм) Высота стула (мм)
До 850 00 340 180
Свыше 850 до 1000 0 400 220
1000 – 1150 1 460 260
1150 – 1300 2 520 300
1300 - 1450 3 580 340
Правильно подобранный стул. Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени ребенка вместе с высотой стопы и каблука обуви. Глубина стула равно 2/3 длина бедра, ширина сиденья несколько превышает ширину таза ребенка, спинка стула должна доходить до нижнего края лопаток.
Низкий стул. У ребенка нарушается кровообращение ног и брюшной полости.
При этом высота стула или сиденья парты должно быть такой, чтобы край стола был на 2-3 см выше локтя руки, согнутой под прямым углом. Ноги плотно стоят на полу, свободно помещаясь под крышкой стола. Высота сиденья может изменяться с помощью специального приспособления, плотной подставки и т. п. Стул должен иметь широкую, удобную для опоры спинку. Садиться на него надо глубоко, вплотную к спинке, близко придвинув его к столу.
Высокий стул. Положение тела ребенка неустойчиво, он принимает неправильные позы, утомляется.
Стол и парты желательно делать раздвижными, дающими возможность менять высоту сиденья и стола в зависимости от роста детей. Высота стола должна соответствовать высоте сиденья стула.
При правильно подобранном столе и стуле руки ребенка, согнутые в локтях под прямым углом, лежат на крышке стола.
Читать рекомендуется сидя, опираясь на спинку стула и держать книгу несколько приподнятой над столом. Детям хорошо пользоваться при чтении специальной подставкой для книги – гюпитром. При письме предплечья надо класть на стол так, чтобы локти лежали на одной линии; плечи обязательно держать на одной высоте, не горбиться и не опускать низко голову. При чтении и письме расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см.
Низкий стол. Ребенок опускает голову, сутулиться.
Высокий стул. Ребенок поднимает предплечья, для облегчения неудобной позы опускает руку, что ведет к асимметрии плечевого пояса.
Положение тела ребенка за столом или партой.
1. Правильные позы.
Во время занятий словесного характера дети сидят, прислонившись к спинке стула, ноги всей ступней опираются о пол, руки лежат свободно.
На занятиях, связанных с действием рук, предплечья большей своей частью лежат на столе, головы детей немного наклонены.
2. Неправильные позы.
Неправильные позы ведут к сужению у детей грудной клетки и нарушению осанки.
Нельзя также допускать, сидя за столом, опираясь на него грудью, свешивали один локоть вниз, поворачивали туловище боком к краю стола, поджимали под себя одну или две ноги и опускали голову на одно плечо.
Большую роль в образовании неправильной осанки играют плохие привычки, часто возникающие с самого раннего детского возраста, например привычка стоять с опорой на одну ногу; таз при этом принимает косое положение, и позвоночник всегда бывает изогнут в одну сторону; неправильная походка : с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами, покачиваниями туловища в стороны; привычка носить тяжелые книги, портфель, сумку и т. п. все время в одной и той же руке.
Особенно сильно ухудшает осанку вредная привычка неправильно сидеть за столом во время письма и чтения: низко склоненная голова, согнутая спина, неровное положение плеч и локтей, висящие в воздухе или поджатые под стул ноги – все это искривляет позвоночник, сжимает грудную клетку, сдавливает брюшную полость, перекашивает плечевой пояс, создает и закрепляет неравномерную мышечную «тягу» вокруг позвоночного столба.
Очень большую роль в предупреждении нарушений осанки играет правильное положение тела во время сна, занимающего у детей, в зависимости от возраста, 8-10 часов в сутки (постоянное лежание на одном боку, сгибание спины «калачиком», сильно подтянутые к животу ноги, поднятое положение головы из-за чрезмерно высокой подушки, «проваливание» туловища в слишком мягкий матрац).
Родителям надо укладывать деетй спать на ровном, плотном и на чрезмерно мягком матраце, лучше всего на волосяном, и на одной невысокой подушке. Приучать нужно детей засыпать лучше всего на спине, держа руки поверх одеяла. Здоровым, крепким детям можно разрешать спать и на боку, только не на одном и том же. При этом следить за тем, чтобы ребенок не подтягивал ноги к животу и не свертывался «комочком» или «калачиком», не укрывался одеялом с головой.
Детская одежда и обувь.
Причиной различных ухудшений осанки может служить неправильная одежда и обувь : сильно стягивающий талию пояс, высокие каблуки, придающие неправильное положение тазу и нижним конечностям.
Одежда должна быть удобной, легкой, красивой и не стеснять движения ребенка. Детская обувь должна соответствовать форме стопы и ее размерам, быть широкой в носовой части и обеспечивать устойчивое положение пятки во время движения.
Неправильная обувь. Отсутствие задника ведет к неустойчивому положению стопы. Негнущаяся подошва вызывает уплощение стопы. Ношение теплой обуви в комнате приводит к перегреванию стопы и ослаблению связного аппарата.
Температура воздуха по С Одежда Допустимое число слоев одежды в области туловища
18-20 Хлопчатобумажное белье, платье из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани, колготы (для старших дошкольников гольфы, на ногах туфли 2-3
21-22 Хлопчатобумажное белье, платье (рубашки) из тонкой хлопчатобумажной ткани с коротким рукавом, гольфы, на ногах легких туфли или босоножки. 2
23 и выше Тонкое хлопчатобумажное белье или без него, легкое платье или легкая рубашка без рукавов, носков, на ногах босоножки 1-2
Формы и методы оздоровления детей.
1. Обеспечение здорового образа жизни: щадящий режим (адаптационный период, гибкий режим.
2. Физические упражнения: утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные занятия, подвижные и динамические игры, профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопия, зрения, спортивные игры.
3. Гигиенические и водные процедуры: умывание, мытье рук, игры с водой, обеспечение чистой среды.
4. Свето-воздушные ванны: проветривание помещений, прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
5. Активный отдых: развлечение, праздники, игры, забавы, дни здоровья, канукулы.
6. Свето-цвето- терапия: обеспечение светового режима, цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.
7. Музыко-терапия: музыкальное сопровождение в режимных моментах, на занятиях.
8. Аутотренинг и психогимнастика: Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коррекция поведения.
9. Спецзакаливание: босоножье, игровой массаж, дыхательная гимнастика