наталья немкова
Консультация «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными предметами становятся причиной пожаров и страшных бед. Почему это происходит? Ответ прост - недостаточная бдительность взрослых, неумение вовремя научить ребёнка правилам безопасного поведения.
Публикация «Консультация „Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Консультации для родителей
- Темочки
Ведь колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к окружающему миру принадлежит нам взрослым: родителям, педагогам. Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру.
«Лучший урок безопасного поведения- это пример окружающих ребёнка взрослых»
Главная задача взрослых — помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; привить детям культуру безопасного поведения.
По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.
Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности : беседы, наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д.
Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника.
Так как игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в игровой форме.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. В группе оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также тематические папки, плакаты, игрушки, макеты, подборка художественной литературы на тему «Чтобы не было беды!», где собрана детская литература по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения.
Разнообразные по содержанию и форме игры, вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия в различных ситуациях, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
В ходе использования игровых методов можно решать следующие функции:
• социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка);
• межнациональная коммуникация (игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни);
• самореализация ребенка в игре (игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостаточность опыта);
• коммуникативная (любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное качество коммуникативных связей);
• диагностическая (игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека);
• игротерапевтическая (игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении);
• коррекционная (игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные);
• развлекательная (игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально).
Театрализованная игра – это самый распространенный и многогранный вид детского творчества. Ребенку дошкольного возраста она очень доступна, близка, потому что связана с игрой. Воспитательные возможности, которые получает ребенок в театрализованной игре очень емкие. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Игровые ситуации в воспитательно-образовательном процессе помогают детям получать необходимые знания, концентрироваться на ключевых моментах, анализировать полученную информацию, делать соответствующие выводы. Дети знакомились с требованиями пожарной безопасности, такими как: нельзя оставлять без присмотра печь, электрические приборы, играть спичками.
Сюжетно-ролевые игры – это самый любимый вид деятельности дошкольников. Для того, чтобы организовать сюжетно-ролевые игры мною совместно с детьми и их родителями изготавливались макеты, игрушки, модели: пожарные машины, огнетушители, газовые и электрические плиты. Все дети в группе с большим удовольствием играли в «Пожарных» придумывая разнообразные сюжеты – «Пожар в доме», «Пожар в лесу», «Спасение попавших в беду» и т. д. Также с помощью наглядных пособий, таких как «Знаки пожарной безопасности», а также чтения художественных произведений «Старые сказки на новый лад о пожаробезопасности зверят и ребят» дети знакомились с причинами возникновения пожаров, с правилами поведения во время пожара, с профессией пожарного и техникой, с правилами отношения к огнеопасным предметам, со знаками пожарной безопасности.
Сюжетно-ролевые игры дают возможность:
• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
• учить различать потенциально опасные предметы;
• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый дошкольник и группа в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от иных форм и средств обучения и воспитания. Одним из средств ознакомления детей с правилами пожарной безопасности являются дидактические игры, которые применялись в процессе моей работы: «Четвертый лишний», «Огонь друг огонь враг», «Если случится беда?», «Что пожарный возьмет с собой для тушения пожара», и др.
Подвижные игры:
Игры-эстафеты
Сюжетные подвижные игры
В подвижных играх в доступной занимательной форме формируется у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, развивается быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, внимание, выдержка; формируется чувство отваги, дисциплинированность, воля и стремление к победе, культура поведения в быту.
Достоинство игровых методов и приемов обучения в ДОУ заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание.
В обучении детей игра организуется взрослыми. Использование игровых методов при обучении дошкольников требует от воспитателя умения разрабатывать алгоритм действий. Все элементы игры: сюжет, игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение ряда задач. В процессе игры дети получают новые знания, выполняют определенные действия.
В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно и подчас неожиданно меняющихся условиях, наилучшим образом реагировать на них.