Елена Тюкова
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в ходе проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Эта тема выбрана неслучайно. Одной из основных задач дошкольного образования является задача - сохранение и укрепление здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. А это невозможно, если ребёнок не научится и не сможет противостоять простейшим опасным ситуациям, не сможет распознать негативные и добрые намерения окружающих.
Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями; дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, а также, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Публикация «Опыт работы „Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в ходе проектной деятельности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Одним из основных средств формирования основ безопасного поведения старших дошкольников в быту, социуме, природе, на наш взгляд, является проектная деятельность. Почему мы использовали именно эту технологию?
Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей дошкольного возраста, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, что очень значимо и ценно.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи, что позволяет на этапе дошкольного развития формировать у детей навыки взаимодействия друг с другом.
Так же в ходе реализации проекта, нами были продуманы и успешно реализованы совместные мероприятия с нашими добрыми друзьями - нашими социальными партнерами, расположенными на территории поселка. Что для нас очень значимо.
Исходя из этих моментов, педагогами нашего дошкольного учреждения был разработан долгосрочный проект «Азбука безопасности». Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Цель проекта : Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в различных ситуациях.
Задачи проекта : Расширять представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми, на дороге, на природе.
Формировать правила поведения в быту, в ДОУ, в общественных местах, в транспорте, на дороге, на природе, при общении с незнакомыми людьми.
Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.
Работа над проектом проходила у нас в течение 4 месяцев. Проект, включал в себя 4 тематических блока: «Мир вокруг нас», «Улица полна неожиданностей», «На природе», «Пожарная безопасность».
Традиционно проект состоял из трех этапов.
Этапы проекта :
Подготовительный этап: определить цель и задачи, определить направления работы. Создать картотеку художественной литературы по безопасности, подбор материала по выбранной тематике. Анкетирование родителей «Основы безопасности»
Основной этап : собственно, реализация проекта.
Заключительный этап: анализ проведенной работы, подведение итогов, анкетирование родителей «Итоги работы по безопасности», фотоотчет, выступление на родительском собрании, итоговом педсовете.
Рассмотрим подробнее каждый из представленных блоков.
1-й блок - «Мир вокруг нас».
В рамках этой темы детям давалось объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
Мы говорили о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
А также, об умении пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Рассматривали предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.
Изучали строение организма, закрепляли навыки личной гигиены, говорили о роли витаминов (См. презентацию).
Итогом работы по разделу, стало обобщение знаний и участие в драматизации сказки «Красная шапочка и серый волк на новый лад» (См. презентацию).
2-й блок – «Пожарная безопасность».
Детям были даны представления о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара, а также умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Рассмотрели предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, предметы, которыми категорически запрещается пользоваться детям: спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы.
Итоговое мероприятие прошло в форме увлекательной и занимательной экскурсии в пожарную часть, которая произвела на детей очень большое впечатление (См. презентацию).
3-й блок – «На природе».
В ходе изучения данного раздела дети получили знания и представления о безопасной деятельности в природе, а именно представление о природных явлениях, правилах поведения во время различных природных явлений в лесу, на водоёме, при встрече с животными и насекомыми; научились классифицировать растения, грибы, ягоды на съедобные и ядовитые; представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встрече с животными и насекомыми; научился различать и называть съедобные и ядовитые грибы, ягоды, растения.
Итогом работы по разделу являлась викторина с участием детей и родителей «Что? Где? Когда?» (См. презентацию).
4-й блок – «Улица полна неожиданностей».
Дети познакомились с правилами дорожного движения, правилами поведения в транспорте.
Итоговое мероприятие прошло в форме интеллектуально-познавательного, физкультурно-оздоровительного праздника «В гостях у Светофора». Мероприятие было подготовлено и проведено совместно с нашими социальными партнерами – представителями другого структурного подразделения. В ходе праздника дети принимали участия в веселых конкурсах, эстафетах, демонстрируя героям мероприятия - Бабе Яге и веселому Светофору свои знания правил дорожного движения (См. презентацию).
Чтобы заинтересовать детей изучением данных тем, мы использовали разнообразные формы работы : проводили увлекательные беседы, викторины, организовывали сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры; организовывали экскурсии, конкурсы рисунков, физкультурно-оздоровительные досуги, праздники, квест-игры, просмотры мультфильмов и другие формы работы, которые, несомненно, способствовали усвоению детьми правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Одна из основных задач, стоящих перед детским садом – установление партнерских взаимоотношений с родителями детей. Поиск наиболее интересных форм работы с родителями. И реализуемый нами проект «Азбука безопасности» не стал исключением.
Родители откликнулись на все предложенные задания, связанные с проектной деятельностью, заинтересованно взялись за работу, каждый вносил интересные идеи, не осталась в стороне почти ни одна семья.
Ребята с большой любовью изготавливали своими руками различные поделки, как из бумаги, так из подручного материала: «Помощник-светофор», «охотно лепили, конструировали из строительного материала и лего-конструктора, активно принимали участие в конкурсе рисунков «По дороге в детский сад». Вместе с родителями принимали активное участие в постановке спектакля «Красная шапочка и Серый волк на новый лад» : играли роли, создавали костюмы, атрибуты; участвовали в различных других мероприятиях.
Мероприятия, запланированные в ходе реализации проекта, проводились в свободное от занятий время, как совместная деятельность воспитателей, детей и родителей. И всегда проходили очень позитивно, весело, способствовали сплочению детско-родительских взаимоотношений. Что очень значимо и важно.
Результаты проекта.
Работая над проектом, мы смогли расширить и обобщить знания детей о правилах поведения в различных жизненных ситуациях, которые могут случится с ними дома, на улице, на отдыхе.
Дети получили ответы на интересующие их вопросы и составили рекомендации для своих маленьких товарищей.
Во время работы данного проекта были разработаны конспекты занятий, различных мероприятий; совместно с родителями приобретены и сделаны своими руками наглядные пособия, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста; изготовлен макет перекрестка, картотека подвижных и дидактических игр, консультации для родителей.
Подводя итог, хочется отметить, что реализуемый нами проект «Азбука безопасности» - попытка организовать на практике систему совместной деятельности педагогов, родителей и детей по обучению дошкольников основным правилам безопасного поведения в разных жизненных ситуациях. Мы убедились, что организованная нами система работы дала положительные результаты и будет совершенствоваться, и развиваться в нашей дальнейшей работе.