Татьяна Гаврилова
Консультация «Формирование лексико-грамматической стороны речи»
Формирование лексико-грамматичекого строя речи у дошкольников
Гаврилова Татьяна Маратовна
МБДОУ детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области, с. Илек
Аннотация
Статья составлена с целью оказания методической помощи педагогам в организации работы над развитием речи детей дошкольного возраста.
В статье рассмотрен вопрос о формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Указаны основные аспекты на которые нужно обратить внимание при работе над словарём дошкольника.
Статья адресована воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Публикация «Консультация „Формирование лексико-грамматической стороны речи“» размещена в разделах
Ключевые слова: речь, строй речи, дошкольник, лексика, грамматика
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучении в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.
На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Ткаченко Т. А.
Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Н. А. Чевелева.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме были поставлены цель и задачи.
Цель: формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность. Для раскрытия поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
- изучить приемы формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста;
- проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций;
- определить роль педагогов и родителей в процессе обучения;
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием.
Формирование словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами. Основная цель - ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Эту роль выполняют занятия -демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия, где широко используются игровые приемы: сюрпризность появления предметов, игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: «чудесный мешочек», посылка, домик, где живут игрушки, телевизор, в котором разыгрывается действие, и т. п. Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми.
Дальнейшее развитие словаря осуществляется по мере углубления знаний ребенка о предметах, ознакомления с их качествами, свойствами. В словарь вводятся слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.). Главное внимание уделяется введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.). Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т. п.).
Старших дошкольников обучают также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.).
Таким образом, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Расширение пассивного и активного словаря детей осуществляется на занятиях по развитию речи, познавательно-исследовательской деятельности, а также во время прогулок и экскурсий.
В процессе усвоения предметного словаря детей подводят к практическому знакомству с элементарными формами словообразования. Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффикса – ниц – со значением вместилища, учатся образовывать существительные обозначающие названия детенышей животных и птиц; профессии. Параллельно идет работа по образованию прилагательных (притяжательных, качественных, относительных, глаголов (возвратных, приставочных, совершенного и несовершенного видов, подбору родственных слов. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.
Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.
Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов, за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т. д.
Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т. п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.
Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы консультации, обучающие семинары-практикумы и другие виды работы.
В группе разработана и представлена коллекция игр, заданий и упражнений, которая является стимулом к активному участию родителей в обучающем процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, который включает в себя грамматические, словарные задания, задания на развитие мелкой моторики и т. д. Периодически коллекция пополняется благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей. Многие родители делятся своим накопленным материалом.
Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты. Были получены показатели, по которым можно судить об эффективности спланированной и проведенной работы. У дошкольников отмечается улучшение речи, словарный запас расширяется. Дети усваивают грамматические конструкции, у них повышается уровень речевых возможностей. Они правильно употребляют эти конструкции в структуре предложений.
Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Список литературы:
1. Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М. : АПО, 1996. - 417с.
2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : Просвещение, 1981. - 112с.
3. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1987. - 144с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М. : Айрис-пресс, 2005 – 224с.
5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.