Азарова
Консультация «Формирование культурных практик и целевых ориентиров у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №23 «Ромашка»
«Формирование целевых ориентиров и культурных практик у воспитанников»
Воспитатель: Азарова Л. Ю.
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
Конфуций
Публикация «Консультация „Формирование культурных практик и целевых ориентиров у дошкольников“» размещена в разделах
Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду.
Культурные практики дошкольника - это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т. е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Цель культурных практик : формирование общей культуры личности дошкольника, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности.
Культурные практики : - организуются в рамках детских видов деятельности, перечисленных в ФГОС ДО; - решают задачи образовательной деятельности (образовательных областей).
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:
- культурные практики на основе инициатив самих детей;
- культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
Культурные практики на основе инициатив самих детей - это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
При организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.
Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т. п. Это также участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.
Условием осуществления культурных практик является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности. В условиях выбора наиболее активно выражаются субъектные проявления детей.
К культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:
• игра (сюжетная и с правилами,
• продуктивная деятельность
• познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествия по карте)
• чтение художественной литературы,
• практическая деятельность (трудовое воспитание)
• результативные физические упражнения («физкультура»)
• коммуникативный тренинг (развитие речи)
• музицирование
• коллекционирование,
• самостоятельное исследование и экспериментирование,
• ряженье и театральные постановки, игры-путешествия,
• совместное сооружение разных объектов и пр. (ПАМЯТКА)
В культурных практиках, организуемых воспитателем, создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:
• опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;
• ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми;
• эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;
• сферу собственной воли, желаний и интересов;
• свою самость, которую можно определить как само-осознание, понимание своего «Я» как многообразного самобытия;
• самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы.
Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;
-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
В нашем саду выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. При их проектировании педагогу важно ответить на
При их проектировании педагогу важно ответить на следующие вопросы: — Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?
— Какие деятельные умения осваивают дети?
— Какие творческие умения осваивают дети?
— Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?
—Какие чувства и эмоции развиваются у детей?
—Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?
Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания, активизации познавательного и практического опыта детей, объединения детей в увлекательной совместной игровой, познавательно - исследовательской, художественной и практической деятельности. К примеру, для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно, в рамках единой темы: «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День здоровья» и пр. В такие дни разные виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным единым тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль и снаряжение, едят космический завтрак, отправляются в путешествие по незнакомой планете, разгадывают таинственные знаки и рисунки инопланетян, рисуют космические пейзажи и сюжеты, делают из подручных материалов (коробочек, пластиковых трубочек и др.) роботов, проводят экспериментирование с водой и магнитами, слушают космическую музыку, стихи, загадки о космосе и пр. Во время космического путешествия дети проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь в случае опасности, учатся общаться с инопланетянами. При такой организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми.
В ходе такой культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.
Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни, а для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.