Мария Александровна Тюкова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе фольклора и семейных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно–нравственное воспитание дошкольников на основе фольклора и семейных традиций.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
Василий Александрович Сухомлинский.
Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе фольклора и семейных традиций“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном возрасте. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно – нравственное развитие ребёнка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях и заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.
Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют, сопереживают, радуются.
Наши дети отличают добро от зла, понимают сострадания, милосердие, ценят правду и честность. Но нам взрослым надо направлять, объяснять, поддерживать, поощрять в них лучшие душевные проявления.
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я поняла, что положительные качества личности можно развивать с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Народная культура представляет собой основу всякой культуры.
Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нём отражены широта и щедрость русского характера. С фольклорными произведениями мы знакомим ребёнка с раннего возраста. Всё начинается с поэзии – колыбельных песен, потешек, прибауток. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо. Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки мы используем во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.
В более старшем возрасте мы знакомим детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Это учит детей любить свою семью, прививает у детей доброту, любовь к своему отечеству.
Также используем русские народные игры для детей, которые оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Также большое значение имеет русская народная сказка в воспитании дошкольников. Они помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки они получают информацию расширяют кругозор, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине. Например: сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными и трудолюбивыми, «Гуси – лебеди» учат слушать родителей, страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
В своём высказывании Лев Николаевич Толстой писал: «Русский народ создал изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанная с трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
В нашем детском саду проводится большая работа по воспитанию духовно – нравственных качеств у ребят, но нет сомнения в том, что основы духовной нравственности у детей дошкольного возраста закладываются в семье.
Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции в семье, какое место в семье занимает ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.
Духовно-нравственное воспитание российской семьи исторически основывалось на традиционных формах православного семейного воспитания, а именно:
- жизнь семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой и молитвенной жизни;
- уход за маленькими детьми забота о престарелых членах семьи;
- уважение и взаимопонимание между супругами;
- использование в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр совместного изготовления игрушек-самоделок;
- посильное участие детей в трудовой деятельности семьи;
- общая семейная трапеза;
- семейное чтение с последующим обсуждением прочитанного;
- существование семейного совета с решающим словом старшего члена семьи;
- духовное руководство семьи священником;
- взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи.
Первой ступенью в развитии духовной нравственности у детей является взаимодействие детского сада и семьи. Ведущим принципом в работе нашего ДОУ по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Я, и мои коллеги воспитатели активно сотрудничаем с родителями наших воспитанников по формированию духовно-нравственных основ семьи, организуя родительские собрания, беседы за круглым столом, анкетирование, диспуты. Повышая престиж материнства и отцовства, мы проводим фотовыставки и конкурсы поделок «Папа может всё, что угодно», «Мамины руки не знают скуки» (показываем мастерство, творчество, и трудолюбие родителей, пропагандируем здоровый образ жизни.
В деле воспитания имеет особое значение старший брат или сестра, поэтому мы привлекаем в качестве помощников – подростков.
Современная педагогика признаёт реальность духовной основы человека и реальность духовного мира. Практика же духовно-нравственного воспитания показывает, что развита у нас очень слабо.