Лариса Максимова
Консультация для воспитателей «Значение фонематического восприятия в формировании звукопроизношения у ребенка»
Значение фонематического восприятия
в формировании звукопроизношения у ребёнка
(рекомендации воспитателям)
В процессе формирования звукопроизношения большое значение имеют слух и фонематическое восприятие. Фонематическим восприятием называется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы, особенно звуки, близкие по звучанию, например, Т-Д, С-З. Развивать фонематический слух у ребёнка – это значит, вырабатывать у него умение сосредоточится на звуке. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс образования звуков у ребёнка : звуки формируются с большой задержкой и часто искажённо. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые умеют произносить правильно в отдельности. Они плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замена букв, что является причиной их неуспеваемости. Ребёнок с развитым фонематическим восприятием, даже при наличии дефектного звукопроизношения, т. е. при неумении правильно произнести какой либо звук, в чужой речи его хорошо узнаёт, связывает с соответствующей буквой и ошибок на письме не делает. Отсюда ясно, насколько важно своевременно начать работу по развитию фонематического восприятия.
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение фонематического восприятия в формировании звукопроизношения у ребенка“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в различных возрастных группах
В младшей группе
занятия по развитию речи проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических целях, чтобы развить речевую моторику и предупредить неправильное формирование звуков. Подготовительные упражнения проводятся со всей группой. Некоторые из них даже можно включить в утреннюю гимнастику. Например, «Полакаем, как котёнок» - быстрое выбрасывание и втягивание языка; «Лошадки»- щёлкать языком, как цокают лошадки и т. д. В начале года воспитатель знакомит детей с артикуляцией гласных, с Весёлым язычком, который умеет петь разные песенки: А, О, У, И. Каждый гласный звук прорабатывается в отдельном рассказе. В этих рассказах дети знакомятся с артикуляцией и со звучанием гласных звуков. Воспитатель фиксирует внимание детей на форме губ при произношении различных гласных. После ознакомления с гласной и с её артикуляцией воспитатель проводит звуковой анализ : «Сейчас я вам назову имя девочки, а вы послушайте, какая слышится песенка: А-ня. При этом выделяет голосом гласный звук А и говорит : смотрите, как я широко раскрыла рот. В слове Аня слышится песенка звука А. Таким образом, дети начинают постепенно усваивать, что в словах нашей речи слышаться различные песенки звуков. Для развития голоса и выдоха даются специальные упражнения. Воспитатель предлагает спеть детям песенку звука А и «вытянуть» длинную ниточку, громко и длительно произнося звук. Для закрепления чёткой артикуляции гласных и их звукового восприятия рекомендуется иметь в группе набор карточек- символов звуков речи, картинок на гласные в начале слова под ударением (осы, осень, окна, утка, улей, ива). С изолированным произношением звуков Б–П, Д-Т, К-Г дети знакомятся в рассказах, где эти звуки даются в звукоподражательных словах, например, Ду-ду-ду – поёт дудочка, га-га-га- гогочет гусь и т. д. В этих рассказах звукоподражательные слова выделяются голосом и многократно проговариваются. Хорошим упражнением для развития фонематического восприятия в этой группе является дополнение предложений словами, отличающимися одним звуком. Например, Воспитатель : «В лесу – мишка. В норке – мышка. Теперь я начну, а вы закончите. В лесу – мишка, в норке – мышка». В этой группе должны быть проработаны следующие звуки : Б, Д, Г, К, Х, Л, ЛЬ, С, З,Ц, Ф, В. В процессе работы над артикуляцией звонких согласных разучиваются соответствующие шутки – чистоговорки. При этом надо следить, чтобы дети произносили звонкие согласные чётко. Разучивание шуток – чистоговорок на звонкие согласные, атак же парных шуток – чистоговорок на оппозицинные звуки способствует закреплению и дифференциации звуков, тренируют у детей правильное произношение и являются упражнением на развитие фонематического восприятия. Например: «Как поёт комар? – з –з – з» «Как поёт водичка?- с-с-с» -закрепление произношения. «Кто так поё т: з-з-з? - комар», «Кто так поё т: с-с-с? - водичка» - развитие фонематического восприятия. В этой группе проводится работа, направленная на уточнение и закрепление правильного произношения следующих звуков : М-Мь, П-Пь, Б-Бь, Т-Ть, Д-Дь, Н-Нь, К-Кь, Г-Гь, Х-Хь, Й, Ф-Фь, В-Вь, С-Сь, З-Зь, Ц; на выработку чёткого, внятного произнесения слов, фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки к речевому дыханию нужны упражнения для развития плавного и продолжительного выдоха. Уточнение и закрепление правильного произношения слов взрослый осуществляет, предлагая ребёнку отчётливо называть игрушки, животных, предметы, изображённые на рисунках, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определёнными звуками. При повторении чистоговорок следует обратить внимание на то, чтобы ребёнок не только правильно произносил отрабатываемые звуки, слова, но и воспроизводил те слоги, которые вних даны. Например, при произнесении чистоговоркизу-зу-зу – зайку моем мы в тазу, ребёнок должен трижды произнести слог зу. Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют специально подобранные стихи, в которых требуется найти ошибки, загадки. Развитие голосового аппарата осуществляется с помощью игровых упражнений, когда ребёнку предлагают произнести одно и то же звукосочетание с различной громкостью, при чтении стихотворений, потешек, то тихо, то громко. Выработка продолжительного плавного выдоха через рот осуществляется при помощи таких игр, как «снежинки», «ветерок», «листопад»…
В средней группе
звуки закрепляются в такой последовательности: С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь. Основным упражнением для развития фонематического восприятия в этой группе является узнавание звука в слове. В начале учебного года воспитатель повторяет артикуляцию всех гласных звуков. Она подчёркивает звонкость этих песенок, обращает внимание детей на то, что эти песенки можно пропеть, потянуть. Затем воспитатель произносит слово Аня., выделяя голосом звук А, и говорит: Послушайте внимательно, посмотрите на мой рот и угадайте, какая песенка звучит в слове Аня? Это же упражнение можно проделать с картинками на гласные звуки в начале слова. Закончив работу над артикуляцией гласных и узнаванием их в начале слова, воспитатель переходит к артикуляции согласных звуков. Подготовительные упражнения в этой группе проделываются так же фронтально, как и в младшей группе. Сначала повторяется артикуляция свистящих, а затем переходят к произношению шипящих. Артикуляция каждого звука связывается с упражнениями по узнаванию его в слове. Перед упражнением на узнавание звука воспитатель напоминает детям артикуляцию этого звука : «Споём песенку водички – с-с-с…». После этого переходят к узнаванию звука С в словах. Упражнения можно проводить, как на слух, так и по картинкам. В средней группе уделяется большое значение опознаванию оппозиционных звуков. Одним из игровых упражнений является раскладывание картинок по звукам. Для закрепления произношения звуков, для развития внимания к речи взрослых ребёнку дают задание на договаривание слов в двустишиях или небольших стихотворениях. Работа по закреплению правильного произношения звуков в данной группе должна вестись параллельно с развитием фонематического восприятия. Ребёнок средней группы должен услышать и узнать звук в слове, из группы разных слов выделить только те слова, в которых есть заданный звук. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…». Для выработки чёткой дикции ребёнку предлагают повторять чистоговорки, заучивать и чётко воспроизводить загадки и в слове – отгадке определить заданный звук. Так же заучиваются стихотворения, считалки, небольшие рассказы, насыщенные определёнными звуками. На этом же материале идёт работа по воспитанию интонационных средств выразительности. С целью формирования правильного звукопроизношения и развития фонематического восприятия используются также картинки: ребёнку предлагают найти на рисунках такие предметы, в названии которых заданный звук, и произнести слово так, чтобы оно звучало ясно и отчётливо.
В старшей группе
детей учат чётко произносить все звуки родного языка, различать на слух и в произношении такие группы звуков : С-З, С-Ц, Ж-З, Ч-Щ, С-Ш, З-Ж, Ц-Ч, С-Сь-Щ, Л-Р. Продолжают совершенствовать фонематический слух, развивать голосовой аппарат, ведётся работа по воспитанию звуковой культуры речи. Для различения звуков ребёнку предлагают называть изображённые на картинках предметы, в названии которых есть оба дифференцируемых звука, близкие по звучанию. При этом ребёнок должен произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки (з-з-зонт, с-с-сумка). Таким образом, ребёнок одновременно упражняется в чёткости произнесения трудных по артикуляции звуков и укрепляет свой артикуляционный аппарат. Игры и упражнения для детей этого возраста направлены на закрепление и различение определённых пар звуков, на совершенствование фонематического восприятия : умение слышать и различать определённые звуки, подбирать слова на заданный звук, выделять звук из слова с заданным звуком, из потока речи. Для выработки чёткой дикции и закрепления правильного произношения даются чистоговорки, скороговорки, стихи, насыщенные данными звуками и требующими тонкой дифференциации. Усложняются задания по отгадыванию загадок. Ребёнку предлагают отгадать их, определить, какой из дифференцируемых звуков содержится в словах – отгадках. Некоторые загадки, стихи, потешки, считалки рассчитаны на то, чтобы упражнять ребёнка не только в правильном произнесении звуков, фраз, но и служат для развития голосового аппарата (умение правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонацией). В работе с детьми этого возраста важно продолжать развивать умение внимательно слушать речь окружающих. С этой целью даются задания, которые могли бы устанавливать смысловые неточности «Это правда или нет?». В этой группе дети знакомятся с твёрдыми и мягкими звуками (Р, Рь, Л, Ль). Для анализа берутся слова, например, Юра- Боря. Воспитатель обращает внимание детей на то, что звук Р в слове Юра произносится твёрдо, а звук Рь в слове Боря – мягко. После этого проводится игра на дифференциацию согласных звуков по твёрдости и мягкости «Сигнальные фонарики», «Топни- хлопни», «Разложи картинки», «Кому подаришь картинку (игрушку?»