Анна Бояркина
Консультация для воспитателей «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?
Цель:
Помочь воспитателям организовывать игровую деятельность детей;
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с методикой проведения пальчиковых игр.
2. Обогатить педагогическую копилку воспитателя новыми пальчиковыми играми.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для воспитателей „Здравствуй, пальчик! Как живёшь?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования установил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, направленные на создание социальной ситуации развития детей и обеспечивающие поддержку их инициативы и самостоятельности в специфических для них видах деятельности.
Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Это особая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры.
Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребёнка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми.
В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счёт, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах и помогают формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь.
С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребёнка, построить увлекательное занятие.
При подборе игры необходимо помнить об индивидуальных и возрастных особенностях: если дети 4-5 лет могут справиться самостоятельно, то малышам необходима помощь взрослого.
С чего начать?
1. Сначала взрослый сам показывает игру.
2. Затем взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
4. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
• Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или слова, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки;
• Используйте максимально выразительную мимику и эмоциональную окраску текста стихотворения;
• Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми;
• Проводите занятия весело, не делайте замечания малышу, если что-то пока не получается, поощряйте успехи.
Пальчиковые игры.
1. «Семья» (русская народная потешка)
(круговые движения на подушечке каждого пальчика с последующим
загибанием)
Это пальчик большой – это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Рядом с ним сестрёнка – милая девчонка.
И самый маленький крепыш – это славный наш малыш.
2. «Подними ладошки» (Г. Попова)
Подними ладошки выше (Исходное положение: руки лежат на коленях.
И сложи над головой. Поднять руки, сложить над головой – «крыша»)
Что же вышло?
Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой. (Руки положить на колени)
Подними ладошки выше, (Выполнять движения по тексту)
Поскорее помаши.
Что же вышло? (Руки положить на колени)
Птички вышли.
Птички очень хороши.
Подними ладошки выше, (Выполнять движения по тексту)
Изогни скорей дугой.
Что же вышло?
Гуси вышли –
Вот один, а вот другой.
Подними ладошки выше,
Пальчики скорей согни.
Что же вышло?
Мишки вышли.
Здесь их два, а в сказке три.
В какой сказке три медведя?
Вспомни, громко говори!
3. «Кулачок» (Е. Анищенкова)
Как фасолинки в стручке,
Наши пальцы в кулачке. (Согнуть пальцы в кулачок)
Кулачки мы разгибаем
И фасольки рассыпаем. (Быстро раскрыть ладошки)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочерёдно сгибать пальцы,
Собираем все опять. начиная с большого)
4. «Ладушки-ладошки» (по мотивам русской народной потешки)
Ладушки-ладушки, (Хлопать в ладоши)
Испечем оладушки. (Изобразить, как лепим пирожки)
На окно поставим. (Изобразить, как ставим на окно)
Остывать заставим. (Подуть на руки)
Немного погодим.
Всем оладушек дадим. (Развести руки в стороны)
5. «Пальчики» (М. Кольцова)
(Выполнять круговые движения на подушечках пальцев с последующим загибанием)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми, (Погрозить пальцем)
Братиков не разбуди. (Показать ладошки с растопыренными пальчиками)
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора! (Хлопать в ладоши)
6. «Ягоды»
С ветки ягодки снимаю,
И в лукошко собираю (Ладошки сложить чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой)
Я попробую немножко. (Одна ладошка сложена лукошком, другой рукой
достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Я поем ещё чуть-чуть,
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики
«убегают»)
7. "Цветы"
Наши красные цветочки (Смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (Ладошки раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (Кисти рук наклоняются влево и вправо)
Лепестки колышет.
Наши красные цветочки
Закрывают лепесточки, (Прижимаем локти друг к другу,
Они тихо засыпают, смыкаем кисти в виде лодочки)
И головкою кивают.
8. "Ёжик"
Добрый ёжик, добрый ёж! (Дети крутят кулачки перед собой)
На клубочек он похож,
У ежа иголки (Сжимать и разжимать кулачки)
Иголки очень - очень колки
Ёжик, ёжик, чудачок, (Прячут руки за спину)
Где ты прячешься дружок?
Покажи иголки, (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Очень - очень колки!
8. «Вымыли мы ручки»
Вымыли мы ручки,
Вымыли мы ножки,
Поиграли в ладушки,
Ладушки – ладошки!
Во дворе цыплятам
Накрошили крошек
Поиграли снова
В ладушки – ладошки!
Гладили котёнка
Чистыми ладошками,
С ними поиграли
В ладушки – ладошки!
Улеглись ладошки
Прямо на дорожку…
9. «Киска кисточку взяла»
Киска кисточку взяла.
Что рисует нам она?
Это дом с высокой крышей.
На крыльцо котёнок вышел.
Побежит он по дорожке
К полосатой маме-кошке.
Вот зелёная трава.
Вот скамейка у пруда.
В небе круглая луна.
Видно Кисе спать пора.
(Имитировать рисование, поднимая и опуская руку.)
(Руки над головой – «крыша».)
(Вытянуть ладони перед собой.)
(Пальчики «бегут» по бёдрам.)
(Пошевелить перед собой пальцами.)
(Ладони одна на другой – скамейка)
(Поднять руки, сделав руками круг)
(Положить ладони под щёчку.)
10. "Здравствуй!"
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
11. «Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам очень жарко.
Достаем красивый веер,
Пусть прохладою повеет.
(Помахать руками над головой.)
(Погладить пальчиками рук лицо.)
(Согнуть руки в локтях, поднять ладошки перед лицом, пальцы на каждой руке раздвинуты.)
(Помахать руками на лицо.)