Анастасия Молокова
Консультация для воспитателей «Как оформить книжный уголок в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые воспитатели!
Обращаю Ваше внимание на то, что в настоящее время на прилавках магазинов присутствует большое разнообразие литературы. Как выбрать то, что нужно именно ребенку и как организовать книжный уголок в группе? Я предлагаю Вашему вниманию рекомендации, которые, надеюсь, Вам пригодятся при организации книжного уголка в группе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как оформить книжный уголок в группе“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
Книжный уголок, несомненно, играет важную роль в познавательном, речевом развитии детей, а также в развитии детского словотворчества. В каждом возрастном периоде имеются свои особенности подборки книжного, иллюстративного, игрового материала.
В детей раннего возраста (до трех лет) целесообразно использовать книги по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом в 3-4, не более 5 листов. Желательно, чтобы эти книги были изготовлены на плотной основе. Внимание детей привлекают не только яркие картинки, но и динамичные элементы: глазки, закрывающиеся окошки и т. д. Книги в группах раннего возраста могут быть разного формата: книжки-половинки, книжки-четвертушки, книжки-малышки. Желательно иметь книги разных конструкций книжки-раскладушки, книжки-декорации с объемными выдвижными фигурками, книжки с встроенными звуковыми механизмами и др.
В возрасте от 2 до 3-х лет дети с удовольствием рассматривают и называют предметные и сюжетные картинки. Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды и т. д., сюжетные картинки с самими простейшими сюжетами (купание кукол, одевание, кормление и т. д.). Они служат для обогащения детского словаря, накопления слов-сюжетов, слов - действий.
В книжном уголке обязательно помещают сюжетные картинки согласно сезонам времени года, знакомящие с основными признаками лета, зимы, осени, весны.
Следует иметь иллюстрации к потешкам, или дидактические игрушки провоцирующие повторение знакомых потешек. (Сорока, калачи, колыбелька, Котенька-коток.)
Для речевого развития детей в книжном уголке необходима иметь дидактические игры и материалы (например, лото «У кого - что?», «Посмотри и назови», «Кто что делает?», «Кто как кричит», «Кто как передвигается» а также парные картинки на плотном картоне, фанере, пластике, разрезные картинки, кубики (из 4 частей) с изображением предметов на контрастных фонах. В этом возрасте необходимо учитывать и специальные санитарно-гигиенические требования: весь предъявленный материал должен быть покрыт скотчем, заламинирован или помещен в файл и заклеен.
В возрасте трех – четырех лет содержание книжного уголка расширяется. Преобладают книги с твердыми листами, начинают вводиться и книги с обычной листовой структурой. В основном это знакомые детям сказки, потешки, произведения К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто. Объем детской книги, рекомендованной для этого возраста, увеличивается до 8-10 страниц.
Предметные картинки, которые помещаются в уголках, изображают книжных героев (Айболита, Муху - Цокотуху, игрушки из произведений А. Барто, рекомендуют помещать иллюстрации к изучаемым программным стихам (например, «Дуб», «Купите лук»).
Если в младшем возрасте детям просто предлагались предметные картинки, то в данном возрасте, они объединяются в группы (по родовым и видовым признакам). Например, : транспорт, одежда, посуда и т. д. Для того, чтобы словарь детей обогащался словами - обобщениями.
Когда дети начинают обучаться пересказу, целесообразно иметь комиксы или серию сюжетный картинок, книжек - самоделок, которые будут помогать ребенку составлять пересказ и служить в форме наглядного плана. Этот материал имеется в детской периодической печати, в частности в детских журналах «Миша», «Веселые картинки», его нужно только подобрать по возрасту и оформить. Сопровождать свои пересказы дети могут с помощью мелких игрушек или моделей (заместителей сказочных персонажей)
В этом возрасте широко используются и речевые игры «Один-много», «Измени словечко», «Какой, какая, какое?», речевые лото, речевые кубы (на гранях которого могут быть предметные картинки по теме, потешки, сюжетные картинки). Рядом с книжным уголком должен находиться театрализованный уголок с различными видами театра.
В старшем дошкольном возрасте, это дети 5-6 лет, расширяется диапазон книг в уголке. Их начинают дифференцировать по разделам:
- Умные книги (детские энциклопедии издательств «Дрофа», «Росмен».) :
- Книги о нашей Родине, о нашем крае;
- О нашей армии;
- О природе;
- -О детях;
-Юмористические рассказы;
-Сказки, загадки, стихи.
Желательно, чтобы каждая подборка имела свое место, свой опознавательный знак - символ, например, силуэт дерева - означает, что здесь находятся книги о природе, силуэт солдатика- сосредоточение книг об армии, улыбающаяся мимическая маска - книги с юмористическим содержанием и др.
В этом возрасте в уголке книги помещают различные тематические выставки которые могут быть посвящены календарным датам, творчеству какого- то писателя или иллюстратора, например, «Сказочная страна»
С. Я. Маршака, «Мамы всякие важны», «Будем Родину любить!», «Веселые истории» и др. Детям 6-7 лет к перечисленному ассортименту книг добавляются книги о школе, о школьной жизни, такие как «Школьный звонок», «Что в портфеле лежит» и т. д.
Чтобы дети бережно пользовались книгой рекомендуют иметь специальные закладки, материалы для ее ремонта (кисть, клей, ножницы, скотч).
Подборки предметных картинок для детей старшего возраста несколько отличаются от прежних, ее осуществляют по родовым признакам с дифференциацией по видам. Например: транспорт подразделен на воздушный, водный, наземный. Одежда - зимняя, летняя, осеняя, весенняя. А может и по такому принципу: праздничная, рабочая, спортивная. Подборки предметных картинок добавляются картинками с изображением садового инвентаря, орудиями труда, школьными принадлежностями.
Для составления сюжетных рассказов по знакомым произведениям рекомендуется использовать подборки серии сюжетных картинок, а также различные книжки самоделки, схемы для придумывания творческих рассказов и сказок, модельные схемы для заучивания программных стихов
Те схемы, которые я использовала при составлении рассказов -описаний об игрушке, предмете, животных и растениях, временах года, поочередно можно выкладывать в уголок для формирования связной речи. Дидактические игры, которые используются в этом возрасте, закрепляют представления детей о литературных жанрах, дети из предложенных 10 книг могут выбрать сказки, рассказы о природе, басни. Уместно подобрать такие игры как «Из какой сказки эти герои», «Подбери жилище этому герою», «Узнай кому принадлежат эти вещи», «Подбери произведения по авторам», «Что перепутал художник», «Пушкинская викторина», кубики и разрезные картинки (от 9 до 16 частей, пазы «Собери сказку».
Также можно использовать портреты писателей.
В книжный уголок помещают фото - материалы, открытки с изображением сказочных героев, иллюстрации из сказок.
Место для книжного уголка выбирается спокойное, чтобы ребенок мог уединиться, сосредоточиться. Для рассматривания книг необходим стол. Так как многие дети в возрасте 6-7 лет уже умеют читать, то можно иметь для чтения книги из серии «Мои первые книжки», например, короткие рассказы Л. Тостого, К. Ушинского, сказки и др. Форма книжного уголка может быть разной, в виде полок, стеллажей, этажерки, домика для книг, в любом виде, насколько подскажет вам ваше творчество и фантазия.
Так как знакомые художественные произведения дети обыгрывают во время театрализованной деятельности, целесообразно книжный уголок располагать рядом с театрализованным уголком.
Я надеюсь, что мои рекомендации помогут Вам, воспитатели,
в организации книжного уголка в группе.
Успехов Вам!