Татьяна Вилинская
Консультация для воспитателей «Как выучить с дошкольниками состав числа»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории: Вилинская Татьяна Стефановна
Консультация для воспитателей. Тема: «Как выучить с дошкольниками состав числа».
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте игра. Именно поэтому все обучение должно происходить в игровой форме.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
Публикация «Консультация для воспитателей „Как выучить с дошкольниками состав числа“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике обучению составу числа детей дошкольного возраста.
Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
Что это означает - изучение состава числа?
Это значит, что ребёнок должен помнить все комбинации пар чисел, из которых может состоять число до 10. Примерно так : "Число 8 может быть составлено из чисел 1 и 7 (7 и 1, 2 и 6 (6 и 2, 5 и 3(3 и 5, 4 и 4.
Не обязательно по порядку, но желательно ЗАПОМНИТЬ все возможные комбинации.
В первом классе на изучение состава числа отводится совсем мало времени. Чтобы что - то запомнить, необходимо много повторений. В школе на запоминание времени не будет, в школе, помимо математики, у ученика ещё много предметов, и по каждому из них надо будет овладевать новыми знаниями, и многое запоминать.
Но если мы с вами занимаемся с ребёнком уже давно (надеюсь, лет с 3х, и занимаемся, не принуждая и не заставляя ребёнка, а заинтересовывая его и поощряя малейшие успехи, то его ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
(сейчас нас, в первую очередь, интересуют внимание и память) достаточно развиты, и у ребёнка сформирован интерес к учёбе.
Потому что запоминание состава чисел - это уже серьёзный этап обучения, для него необходимо сознательное и заинтересованное отношение ребёнка к учёбе.
Состав чисел мы запоминаем, повторяем много раз, и для того, чтобы обучение не превратилось в мучение, мы будем применять разные методические приёмы, наши задания мы будем разнообразить.
Для знакомства с составом чисел нам понадобится счётный материал. Карточки с одинаковыми картинками предпочтительнее в начале, позже лучше использовать счётные палочки.
РАЗРЕШАЕМ ребёнку пользоваться для счёта ПАЛЬЦАМИ. Лучше сейчас, чем в третьем классе, но этот этап проходит каждый ребёнок. Счёт на пальцах очень полезен, подключаются к запоминанию зоны мозга, отвечающие за осуществление мелких движений, и помогают нам быстрее запоминать состав чисел.
К тому же пальцев у нас 10 - очень удобно и очень наглядно, и здорово, что пальцы всегда с нами, можно воспользоваться в любой момент. Я начинаю обучение с состава числа 5, а на состав чисел 2, 3 и 4 только даю задания, там так мало комбинаций, что ребёнок легко ими овладеет без специальных усилий.
На первом занятии мы с ребёнком вместе размышляем и выкладываем из счётных карточек - как 5 предметов делят между собой два персонажа (кому из детей что ближе - два брата, два друга, для детей помладше могу взять картинки со зверюшками - белочка и ёжик делят орехи).
Проходим все варианты - у белочки 1 орешек, у ёжика 4, у белочки 2 орешка, у ёжика 3, у белочки 2, у ёжика 3 и т. д. Чтобы ребёнок увидел все возможные варианты.
Не просто "увидел", а подействовал, пропустил через себя, ощутил такой важный момент "Если в одном месте прибудет, в другом обязательно убудет". С детьми с высоким уровнем готовности к школе делаем это в тетрадях в клеточку вот таким вот образом. (Ребёнок сам закрашивает клеточки двумя разными цветами).
Так мы начинаем работу с каждым числом! Я не перехожу к изучению состава следующего числа, пока ребёнок не овладеет как следует составом числа нынешнего! На следующих занятиях мы повторяем (запоминаем) состав числа. Я использую такие игры и упражнения :
Итогом ваших занятий с ребёнком должно стать запоминание ребёнком всех комбинаций. Вы спрашиваете "А как может быть составлено число 10 ?" И ребёнок вам бодро и весело отвечает "9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5 !"