Наталья Рынина
Консультация для воспитателей, занимающихся обучением детей чтению в кружках дополнительного образования.
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей, занимающихся обучением детей чтению в кружках дополнительного образования.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку, осваивать её курс. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети!
Публикация «Консультация для воспитателей, занимающихся обучением детей чтению в кружках дополнительного образования,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Существует много способов научить ребенка читать. По утверждению Л. А. Венгера и С. В. Мухиной «… дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.
В нашем детском саду обучение чтению начинается со старшей группы. Оно проходит по программе – конспекту Д. Г. Шумаевой «Как хорошо уметь читать!». Этот автор рекомендован программой ДЕТСТВО.
В основу ее заложен принцип развивающего обучения. Для каждого занятия подобран материал, даны методические рекомендации.
Все занятие рекомендуется проводить в игровой форме. Поэтому в ней много игр по развитию речи, лексических и грамматических игр.
Главное место в программе отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Показано, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. Автор предлагает начинать занятие или включать в них артикуляционную гимнастику для совершенствования речевого аппарата, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек. Вы, воспитатели групп, так же активно можете включать в непосредственно образовательную деятельность данный словесный материал.
Работая по этой программе, педагог постоянно проводит словарную работу. И здесь важны упражнения формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слышать и понимать собеседника. Предлагаю включать в работу с детьми такие игры, как «Скажи наоборот» (на закрепление антонимов, «Скажи по- другому» (на закрепление синонимов», «Измени кончик слова» (подбор слов-родственничков). Программой много внимания уделяется закреплению родовых понятий. Игры «Четвертый – лишний!», «Пятый лишний!», «Назови пять» (н-р, пять названий цвета, пять деревьев, столько же животных Севера и т. п.). «Что может быть красным?» - дети называют предметы, причем, поощряются те, кто не повторяет за товарищем и называет предметы быстро.
Особое место в программе уделяется физкультминуткам, подвижным играм и другим здоровьесберегающим технологиям, направленным на снятие усталости и напряжения у детей.
Что рекомендуется воспитателям на группах?
Для развития у детей фонематического слуха, формирования ориентировки в звуковой системе языка использовать дидактические игры:
«Дин - Дон», «Необычные цветы», «Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Собери букет», «Звонкий – глухой», «Поезд», «Звуковые часы»,«Звуковая линейка»,«Найди соседей»,«Определи место звука в слове»,«Логопедическое лото»,«Как их зовут?», «Магазин», «Кто быстрее соберет вещи», «Составь слово по первым звукам», (обозначить буквами, «Йотированные гласные».
По разделу «слово» в программе Шумаевой Д. Г. большое внимание уделяется обогащению лексики, играя с детьми в лексические и грамматические игры.
Для обогащения словаря и развития речи рекомендуется иметь на группах такие игры как «Многозначные слова», «Словообразование», «Развиваем речь», «Развиваем память», «Что на картинке?», «Загадки», «Угадай, чьи?», «Ребусы», «Словообразование», «Ударение», «Развиваем речь», «Развиваем память», «Что на картинке?», «Загадки», «Угадай, чьи?», «Читайка на шариках». Напольные коврики «Фликсики» (азбука). Серия звуковых обучающих плакатов «Читаем по слогам», «Календарь» и т. д.
По разделу «предложение» программа рекомендует большое внимание уделять речи детей. Формировать у них умение красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.
По разделу «развитие речи» автором предлагается расширить поле активной творческой мыслительной деятельности детей через включение ситуаций спора, дискуссий с детьми, просить обосновывать свое мнение или ответ. Широко использовать словесные игры, загадки.
Обязательно учитывать индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребенка.
Для свободной деятельности в уголках развивающего обучения иметь :
Фишки красного, синего и зеленого цвета, буквы, звуковые линейки, звуковые модели коротких и двухсложных слов и картинки к ним. Напечатанные крупным шрифтом слоги и слова. Азбука Жуковой Н. С.
Магнитная доска для рисования с цифрами и буквами. Доска для работы с мелками иди маркерами.
Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. От нашего терпения, доброжелательности, профессионализма зависит, насколько благополучно он пройдет.
Литература:
1. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. // Санкт-Петербург -
ДЕТСТВО-ПРЕСС - 2007.
2. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Буду грамотным //
ОЛМА Медиа Групп – 2014.
3. Светлова И. Грамматика в картинках // ЭКСМО-Пресс – 2002.