Людмила Тюрина
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Бисероплетение и вышивка бисером»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
История бисера уходит в далекое прошлое. В наши дни одним из популярных видов рукоделия является вышивка бисером и бисероплетение, оно относится к тем творческим занятиям, которыми с увлечением занимаются многие дети. Бисероплетением и вышивкой бисером можно увлечь детей с 5-6 лет.
Публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования детей „Бисероплетение и вышивка бисером“» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- Вышивание, вышивка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Бисероплетение – вид декоративно-прикладного искусства, рукоделие – создание украшений, аксессуаров, предметов декоративного назначения, художественных изделий путем плетения на проволоке или нити.
Стремление украсить себя и свою одежду, желание выделиться из окружающей среды и выглядеть необычно и при этом привлекательно свойственно человеку с самых древних времен.
В середине века в России, особенно на севере, для украшения праздничной одежды, головных уборов, церковной и бытовой утвари в качестве бусин широко использовали кусочки перламутра и речной жемчуг, который в большом количестве добывали в реках.
Материалом для вышивки в разное время служили: жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы, бисер, блестки, ракушки, золотые и медные монеты.
Возможность создавать изделия с использованием сочетания различных техник и видов рукоделия (бисероплетения и вышивки бисером) формирует широкое поле для творческой самореализации.
Цель программы :
Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самим составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение, чувство коллективизма, формирование тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1. Обучение основным приемам и техникам бисероплетения и вышивки бисером;
2. Изучение истории возникновения и развития бисероплетения и вышивки бисером;
3. Изучение основ цветоведения;
4. Привитие детям трудовых и организационных навыков;
5. Развитие художественного вкуса, творческих возможностей;
6. Воспитание эстетического восприятия предметов декоративно-прикладного искусства, трудолюбия;
7. Воспитание уважения к народному искусству.
Адресаты программы : воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в возрасте 6-10 лет.
Количество воспитанников в группе – 3-5 человек.
Режим работы кружка: 2 занятия в неделю в течение социальной реабилитации ребенка. За академический час принимаются занятия продолжительностью 40 мин.
Форма кружковой работы: занятие.
Материально-технические условия реализации программы :
• Ножницы, иглы для бисера, иглы для вышивки;
• Специальная нить и проволока для плетения из бисера;
• Воск пчелиный для шлифования нити для бисероплетения;
• Бисер, стеклярус, бусины, натуральные камни, фурнитура;
• Бумажные корзиночки с бортиками для работы с бисером;
• Различные ткани и канва для вышивки;
• Пяльца, наперстки, булавки.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения воспитанники приобретают базовые знания и умения:
соблюдения безопасности работы и правильной организации рабочего места на занятиях бисероплетением и вышивкой бисером;
классификации и свойства инструментов, материалов и приспособлений для бисероплетения и вышивки бисером;
истории появления и современное развитие бисероплетения и вышивки бисером.
Формируются:
развитие интеллектуальных особенностей;
развитие произвольного внимания;
развитие логического мышления;
развитие фантазии и воображения.
Приобретаются навыки:
правильного использования необходимых для бисероплетения и вышивки инструментов, материалов и приспособлений;
составления простых рабочих схем;
выполнения изделий с помощью различных швов.
У воспитанников будут развиты и воспитаны:
умение организовать свое рабочее место;
интерес к изучению народного творчества;
стремление к созиданию прекрасного;
доброжелательность и взаимопомощь при работе в коллективе.
В процессе работы с бисером у ребят развивается мелкая моторика рук, что способствует развитию творческого интереса, активизируется внимание, воспитывается усидчивость.
Учебный план
модуля общеразвивающей программы
дополнительного образования детей
«Бисероплетение и вышивка бисером»
№ п/п Название разделов Количество часов
Всего Теоретичес-кие знания Практичес-кие занятия
1. Вводное занятие
Правила техники безопасности 2 2 -
2. Беседа, история возникновения бисероплетения
Материалы и инструменты
Демонстрация изделий из бисера
Выставка книг 2 1 1
3. Цветосочетание и композиция 2 1 1
4. Плетение на нитке простейших цепочек 2 1 1
5. Основы вышивки бисером 2 1 1
6. Работа по схемам 2 - 2
7. Свободное творчество 2 - 2
Всего 14 6 8
Календарно-тематический план
№ п/п Название разделов и тем Количество часов
Раздел/тема Дата Всего Теоретические занятия Практические занятия
1. Вводное занятие 2 2
1.1. Организационные вопросы 1 1
1.2. Правила техники безопасности 1 1
2. Бисероплетение 2 1 1
2.1. Введение.
История возникновения бисероплетения. 1 1
2.2. Материалы и инструменты для бисероплетения. 1 1
3. Цветосочетание и композиция 2 1 1
3.1. Цветовой круг, хроматические цвета (основные, дополнительные) 1 1
3.2. Изучение наглядных пособий
Игра «Сочетается – несочетается» 1 1
4. Плетение из бисера на нитке 2 1 1
4.1. Виды простейших цепочек из бисера (зигзаг, змейка, цветочки, крестик, колечки, их назначение и способы их соединения 1 1
4.2. Освоение приемов плетения на нитке 1 1
5. Основы вышивки бисером 2 1 1
5.1. Материалы и инструменты, необходимые для вышивки бисером 1 1
5.2. Выбор типа изделия: картина, аксессуар (сумочка, украшенная бисером) 1 1
6. Работа по схемам 2 2
6.1. Чтение схем 1 1
6.2. Составление узора и работа бисером 1 1
7. Свободное творчество 2 2
7.1.,
7.2 Практическое занятие. Вышивка бисером картин по тематике, выбранной детьми 2 2
Итого: 14 6 8
Содержание программы
1. Вводное занятие.
1.1. Теоретическое занятие. Организационные вопросы. Знакомство с программой, цели и задачи занятий. Знакомство с образцами народного декоративно-прикладного творчества, представленными в бумажном и электронном виде (в том числе по материалам, полученным из Интернета).
1.2. Теоретическое занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2. Бисероплетение.
2.1. Теоретическое занятие. Введение. История появления и развития бисероплетения. Знакомство с представленными в литературе по бисероплетению и на сайтах в Интернете образцами работ из бисера (от древности до наших дней).
2.2. Практическое занятие. Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для бисероплетения. Рассматривание готовых образцов. Зарисовка схем, нанизывание по схеме.
3. Цветосочетание и композиция.
3.1. Теоретическое занятие. Цветовой круг, хроматические цвета (основные и дополнительные, ахроматические цвета, холодные и теплые цвета, оттенки одного цвета, переходы между цветами, гармоничное (тональное или контрастное) сочетание цветов. Композиция (статическая и динамическая, соразмерность и взаимосвязь частей композиции, симметрия, ассиметрия.
3.2. Практическое занятие. Изучение наглядных пособий (в бумажном и электронном виде). Игра «Сочетается – не сочетается».
4. Плетение из бисера на нитке.
4.1. Теоретическое занятие. Виды простейших цепочек из бисера (зигзаг, змейка, цветочки, крестик, колечки, их назначение и способы их соединения. Петельное плетение и его применение.
4.2. Практическое занятие. Освоение приемов плетения на нитке: выбор длинны рабочей нити, обработка нити воском, наращивание и заделка нити, правила работы с бисерными иглами, плетение на одной и на двух иголках. Подбор педагогом совместно с ребенком материалов и композиционного решения. Плетение простейших цепочек и изделий на их основе. Изготовление образцов петельного плетения. Коллективное обсуждение готовых работ.
5. Основы вышивки бисером.
5.1. Теоретическое занятие. Материалы и инструменты, необходимые для вышивки бисером. Основные методы и приемы вышивки бисером : вышивка по ткани и нетканым материалам (сплошная, по контуру, вышивка по канве.
5.2. Практическое занятие. Выбор типа изделия (картина, аксессуар, например, сумочка, украшенная бисером и др.). Выполнение образца вышивки бисером. Оформление готовых работ и их обсуждение.
6. Работа по схемам.
6.1. Теоретическое занятие. Чтение схем и выбор работ для вышивки.
6.2. Практическое занятие. Составление узора и работа с бисером.
7. Свободное творчество.
7.1., 7.2. Практическое занятие. Вышивка бисером к Новому году, 8 марта, Пасхи с использованием всего изученного материала по вышивке и бисероплетению. Выставка готовых работ.