Ирина Александровна Коробкина
Программа дополнительного образования для детей 4–5 лет «В мире звуков и слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 11 «Рябинка»
Московская область, г. Подольск, м – он Климовск, проспект 50- летия, 10 Б
Тел/факс 8(4967)-62-66-42, 8 (4967)- 56-70-04, e-mail :mdoy11ryabinka@yandex.ru
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРУЖОК «В МИРЕ ЗВУКОВ И СЛОВ»
Составила воспитатель первой
квалификационной категории
Коробкина Ирина Александровна
Публикация «Программа дополнительного образования для детей 4–5 лет „В мире звуков и слов“» размещена в разделах
2016 г.
«Слово есть первый признак сознательной,
разумной жизни. Слово есть воссоздание
внутри себя мира.»
К. С. Аксаков
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладении звуковым строем языка дошкольником заканчивается к 4- 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопунтк в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Т. Б. Филичева. Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и другие.)
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук – доказано, что развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Формирование правильного речевого дыхания. Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то что он услышал – что- то точно, а что- то не очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
4. В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су – джок- терапию, биоэнергопластику. Исходя из выше сказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Содержание программы дополнительного образования.
Цель программы : развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
- формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
- подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонематических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков);
- развивать движения кистей и пальцев рук;
- способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
- развивать фонематические представления и навыки;
- помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
-формировать правильное произношение (звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
- готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;
- развивать навыки связной речи.
Тип программы дополнительного образования : образовательная
Уровень программы : коррекционно – развивающая
Форма проведения детей : подгрупповая. Программа рассчитана на три учебных года, для детей 4-7летнего возраста.
Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю продолжительностью: первый год обучения – 20 – 30 минут, с группой детей 10 человек.
Перспективное планирование дополнительной образовательной
программы «В мире звуков и слов»
№
Период
№, тема занятия
Кол-во занятий
1 сентябрь Диагностическое обследование 8
2 1 неделя октября 1. Формирование представления о звуках. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.
2
3 2 неделя октября 2. Овощи: вводить в речь прилагательные, обозначающие цвет, форму, вкус овощей; учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать внимание, память, мелкую моторику.
2
4 3 неделя октября 3. Фрукты: учить детей подбирать слова для описания фруктов по цвету, форме, вкусу, использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать мелкую моторику
2
5. 4 неделя октября 4. Овощи и фрукты: закреплять умение дифференцировать овощи и фрукты; формировать умения использовать обобщающие понятия овощи, фрукты, повторять за взрослыми рассказы – описания из 2-3 предложений; учить подбирать слова – действия для сбора урожая; знакомить с загадками; развивать психомоторные функции.
2
6 1неделя ноября 5. Осень: обобщать знания детей об осени; обучать навыкам сравнительного анализа; формировать умение согласовывать существительные с числительными; развивать конструктивные умения и навыки.
2
6 2 неделя ноября 6. Продукты:закреплять и обобщать знания о продуктах; учить употреблять в речи обобщающее слово продукты, образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составлять предложения с опорой на картинку; развивать мелкую моторику.
2
7 3 неделя ноября 7. Звук [А]. Посуда: знакомить с гласным звуком [а]; расширять словарь существительными с обобщающими значениями «посуда»; учить образовывать множественное число существительных; развивать графические умения и навыки.
2
8 4 неделя ноября 8. Звук [У]. Одежда: знакомить детей с гласным звуком [у];вводит в речь существительные, обозначающие одежду; учить подбирать глаголы, противоположные по смыслу; развивать мелкую моторику.
2
9 1 неделя декабря 8. Звуки [А],[У]. Обувь: учить выделять из ряда звуков гласные [а],[у], употреблять глаголы для обозначения действий с обувью; упражнять в анализе на слух гласных звуков [а],[у];обогащать словарь существительными с обобщающими значениями «обувь»; закреплять умения поддерживать беседу, задавать вопросы и правильно на них отвечать; развивать сенсомоторные навыки.
2
10 2 неделя декабря 9. Звук [О] Человек, семья. : знакомить детей со звуком [о]; учить выделять его среди гласных звуков, подбирать глаголы для обозначения различных действий, заучивать потешки; вводить в речь слова, обозначающие части тела человека; развивать графические умения и навыки.
2
11 3неделя декабря 10. Звук [И]. Новый год: учить выделять звук [и], анализировать сочетание звуков [и],[ а], употреблять в речи глаголы, обозначающие действия детей на празднике, в форме повелительного наклонения, заучивать стихотворения, согласовывать слова в предложениях по падежам; развивать мелкую моторику.
2
12 4 неделя ноября 11. Гласные звуки [А],[У],[И],[О]. Человек, семья: учить выделять в речи гласные звуки[а],[у],[и],[о], начинающие на эти звуки; упражнять в анализе на слух сочетаний ау, иа, уа, оу, уи; учить называть членов семьи, составлять предложения по демонстрируемому действию, выделять родственные связи, правильно использовать в речи притяжательные местоимения мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода; развивать мелкую моторику.
2
13 3 неделя января 12. Звук [М]. Профессии: знакомить с согласным звуком [м]; учить выделять звук[м] в речи (изолированно, в слогах, словах, образовывать глаголы единственного и множественного числа; обогащать словарь существительными – названиями профессий: вводить в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия продает, водит, учит….; развивать графические умения и навыки.
2
14 4 неделя января 13. Звуки [М],[М’]. Профессии: закреплять умения в речи звук [м];учить различать звуки [м],[м‘] по твердости и мягкости, пересказывать короткий рассказ, употреблять существительные в форме творительного падежа; развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
2
15 1 неделя февраля 14. Звук [Н]. Зима: знакомить с согласным звуком[н]; учить выделять звук[н] в речи (изолированно, в слогах, словах, производить звуковой анализ слова но, поддерживать беседу, заучивать наизусть стихотворение; расширять словарь существительными, обозначающими зимние явления неживой природы; развивать глазомер и мелкую моторику.
2
16 2 неделя февраля 15. Звуки [Н],[Н’]. Зима: учить выделять в речи звук [н], сравнивать звуки [н],[н‘], подбирать прилагательные для описания явлений природы зимой, составлять рассказ – описание о зиме; отрабатывать падежные окончания; развивать конструктивные умения и навыки.
2
17 3 неделя февраля 16. Звук [Б]. Транспорт: закреплять навык произношения звука[б] в слогах, словах, фразах; вводить в речь существительные с обобщающим понятием транспорт; учить употреблять в речи грамматические формы, выраженные глаголами единственного и множественного числа; развивать логическое мышление.
2
18 4 неделя февраля 17. Звуки [Б],[Б‘]. Транспорт: учить выделять в речи звук[б],дифференцировать звуки[б]и[б‘]по твердости и мягкости; учить производить звуковой анализ слов, употреблять наречия для описания характерных особенностей транспорта, подбирать наречия, противоположные по смыслу; развивать глазомер и мелкую моторику.
2
19 1 неделя марта 18. Звук [В]. Мамин день: знакомить со звуком [в]; учить выделять его среди других согласных (изолированно, в слогах, словах, составлять рассказ по серии картинок с последовательно развивающимся сюжетом; заучивать стихотворения наизусть; обогащать словарь прилагательными, обозначающими нравственные качества людей; развивать мелкую моторику.
2
20 2 неделя марта 19. Звуки [В],[В‘]. Мамин день: закреплять умение различать звуки[в]и[в‘], учить сравнивать их по твердости мягкости, подбирать глаголы для конкретных действий с предметами, пересказывать рассказ с передачей диалога; развивать графические умения и навыки.
2
21 3 неделя марта 20. Звук [П]. Мебель: знакомить с согласным звуком [п]; учить выделять звук[п] в речи (изолированно, в слогах, словах, употреблять прилагательные для описания мебели, составлять и распространять предложения по картинке, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; обогащать словарь существительными –названиями мебели; развивать логическое мышление.
2
22 4 неделя марта 21. Звуки [П],[П‘] . Мебель: учить детей выделять в речи звук[п],сравнивать звуки [п]и[п‘], подбирать глаголы в соответствии с названием мебели. Употреблять в речи предлоги на, в,из, под, над, согласовывать существительные с числительными; развивать мелкую моторику.
2
23 1 неделя апреля 22. Звуки [Б],[П]. Цвет: закреплять навыки четкого произношения и различения звуков[б],[п]; вводить в речь прилагательные – названия основных цветов; учить согласовывать существительные с прилагательными; развивать сенсомоторные навыки.
2
24 2 неделя апреля 23. Звуки [Д],[Д‘]. Форма: учить различать твердые и мягкие звуки[д]и[д‘], соотносить форму предмета с геометрическими фигурами, согласовывать существительные с числительными; расширять словарь существительными для обозначения формы предмета (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); развивать конструктивные навыки и умения.
2
25 3 неделя апреля 24. Звуки[Т],[Т‘]. Величина: закреплять умение различать звуки [т]и[т‘]; учить делить звуковой анализ слога ту, употреблять в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; вводить в словарь сравнительные прилагательные, обозначающие величину предметов выше, ниже, шире, длиннее, уже; развитие мелкой моторики.
2
26 4 неделя апреля 25. Звуки [Д],[Т]. Величина, форма, цвет: учить различать звонкие и глухие звуки [д]и[т], употреблять в речи сравнительную степень прилагательных при сравнении предметов по высоте и длине: составлять рассказ – описание предмета с указанием цвета, формы, величины; развивать конструктивные умения и навыки.
2
27 3 неделя мая 26. Звуки [Ф],[Ф‘]. Весна: закреплять навыки произношения и различения звуков [ф]и[ф‘]; учить подбирать прилагательные для описания явлений природы весной, образовывать глаголы единственного и множественного числа, составлять рассказ – описание о весне по опорным картинкам; развивать глазомер и мелкую моторику.
2
28 4 неделя мая 27. Звуки [К],[К‘]. Деревья: учить различать твердые и мягкие звуки[к]и[к‘], образовывать относительные прилагательные, делать звуковой анализ слога ку; обогащать словарь существительными с обобщающим значением деревья; развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
2
Список использованной литературы.
1. Андарич Е. Е. «500 загадок в стихах для детей» М., 2015.
2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» 2 – е изд., испр. М., 2015
3. Веселова Е. И., Скрябина Е. М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. Ч. 1. М. ,2015
4. Веселова Е. И., Скрябина Е. М., Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. Ч 2, М., 2015
5. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонематической ритмики. М., 2014
6. Кучмезова Н. В., Лигостаева И. А., Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ : Метод. рекомендации. М., 2015
7. Лиманская О. Н., Конспекты логопедических занятий в средней группе, М., 2016
8. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М. ,2015
9. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Развитие языковой способности у детей 4-5 лет с ОНР. М., 2012
10. Ткаченко Т. А., Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004
12. Чернякова В. Н., Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет. М., 2015