Динара Хасанова
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Экологическое воспитание дошкольников.
2. Формирование начал экологической культуры.
3. Роль изобразительной деятельности в экологическом
воспитании дошкольников.
1. Экологическое воспитание дошкольников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения.
Самые маленькие жители Земли – дети. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей и т. д., экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей – нового направления дошкольной педагогики.
И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Дошкольное детство – начальный этап становления личности человека. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Дети моей группы (средняя) сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. У детей 4-5 лет еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, мы помогаем детям обрести реалистические представления об окружающем мире.
2. Формирование начал экологической культуры
Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний экологической культуры ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива, условиями воспитания.
Наиболее характерные для дошкольников элементы
экологического сознания:
1. Потребность в общении с природой.
2. Эстетические и этические чувства.
Еще одно условие воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.
Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей. Исходя из своего опыта работы по экологическому воспитанию, я выработала несколько правил для себя:
это медленная и выразительная речь, многократное повторение одного и того же, подкрепление слова образом предмета, действием;
частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
использование приемов, вызывающих положительные эмоции детей;
частые похвалы в адрес ребенка.
3. Роль изобразительной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.
Ребенок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы – одухотворение природных явлений.
На каждом занятии по изобразительной деятельности
решают следующие задачи:
1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.
2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Осуществляя эту воспитательную задачу, я стараюсь развивать и формировать в детях:
Умение одухотворять «живую» и «неживую» природу;
Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения (вставать на место другого, быть в чьей-то роли);
Готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т. п, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам растений и животных;
Стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
Готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.
Мы знаем, что для осуществления творческого процесса ребенок использует различные виды художественной деятельности, которые я тоже использую в своей работе:
• Изобразительной (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью, пером, палочкой, фломастерами и др.);
• Конструктивной (работа с пластилином, глиной, соленым тестом, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.);
• Декоративной (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов).
Заключение
Итак, из вышесказанного становится понятным, что лейтмотивом экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование отношений к окружающей среде. Ведь природа – это самое удивительное из того, что нас окружает. Шаг за шагом нам с детьми предстоит открывать это удивительное.
Продолжая работу по экологическому воспитанию в средней группе, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Закреплять полученные навыки по формированию у ребенка позиции созидателя, исследователя, помощника, друга представителя животного и растительного мира.
2. Создать в группе, в детском саду условия для жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира позволило стать Человеком.
3. Усилить работу с родителями по экологическому воспитанию.
За время работы в детском саде я убедилась, что через разные виды деятельности можно закладывать основы экологического воспитания. И я надеюсь, что развивая детское творчество средствами отражения детьми объектов и явлений природы в изобразительной деятельности, дети получают не только знания о мире природе, живых существах, населяющих мир и растениях, но и начинают смотреть на этот мир другими глазами и это вызывает у них любовь к природе и желание беречь ту красоту, которую они видят и могут создавать своими силами.