Елена Старицкая
Консультация для воспитателей «Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника
Консультация для воспитателей.
«Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника»
Важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание внутренней потребности в знаниях. Экспериментирование формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Публикация «Консультация для воспитателей „Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Это объясняется тем, что для старших дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и сложные закономерности, которые лежат в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, понять его.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями можно использовать элементарные опыты.
Ребенок расширяет представления о мире в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими создать целостную картину мира.
Детям дошкольного возраста характерен ряд особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.
С введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, которое направлено на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности.
Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования
Н. Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментатировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).