елена бобохидзе
Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»
Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями. * (цитаты)
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание у детей правильного звукопроизношения“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым : правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение. *
Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:
- гласные, включая звук Ы к 2 – 2,5 годам;
- согласные кроме шипящих звуков, звуков Л, Р, РЬ – к 3 годам;
- звук Л к 3 – 4 годам;
- шипящие звуки к 4 – 4,5 годам;
- звуки Р, РЬ до 6 лет. *
Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков. Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков :*
-общее правило : в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т. е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;*
-общее правило : струя выдыхаемого воздуха проходит по середине языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;*
-общее правило : нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка*
- общее правило : чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.
Подытожим: *
- язык всегда находится за зубами,
- струя воздуха идёт по середине языка, в речи нет посторонних призвуков,
- губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,
- чёткое произношение гласных. *
Правильная артикуляция :
- свистящих звуков – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная;**
- шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба. Губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, выдыхаемая струя воздуха тёплая;**
- Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;
- Р - широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.
Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь
постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.
Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример, он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации. *
Работа по развитию речи в условиях детского сада начинается с первой группы раннего возраста, а с первой младшей группы и по звуковой культуре речи в частности.
Работа по воспитания правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено логопедом.
Что входит в компетенцию воспитателя :
- упражнять детей в отчётливом произношении звуков, в соответствии с возрастной нормой;
- развивать артикуляционный и голосовой аппарат (пример несформированной дикции);
- развивать речевое дыхания, слуховое внимание;
- формировать фонематический слух /умение различать звуки речи/.
Я вам советую более внимательно изучить вашу образовательную программу и ориентироваться в работе на испытанное временем и практикой пособие М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения». В этой книге подробно описаны формы организации работы по формированию правильного произношения, её методика, дан теоретический и практический материал. Кроме того большим подспорьем в работе является интернет.
И конечно, все дефекты неравномерны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.
Переходим к практике.
Артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Рекомендации к проведению упражнений.
Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. С детьми 5 лет и старше упражнения проводят перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.
Занимайтесь с детьми следует ежедневно до 10 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. *
Комплексов артикуляционной гимнастики очень много, но существуют основные упражнения, встречающиеся практически во всех комплексах – это упражнения на
- постановку свистящих: «Лопатка», *«Змейка», *«Качели», *«Горка» (объяснение выполнения упражнений)*
- постановку шипящих: «Лопаточка», * «Трубочка», *«Лошадка», «Грибок», *«Чашечка», «Обнимем губку», «Парус» (объяснение выполнения упражнений)*
- постановку звуков ЛЬ, Л, Р, РЬ: «Лопаточка»,* «Обнимем губку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Барабанщик», *«Грибок», «Гармошка», «Лошадка», *«Пароход» (объяснение выполнения упражнений)
В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения: для губ, нижней челюсти, языка, переключаемости языка, дыхательно – голосовые.
Артикуляционную гимнастику можно выполнять в первой половине дня, во время проведения НОД, индивидуально или подгруппой во вторую половину дня. Количество упражнений артикуляционной гимнастики на НОД уменьшается до 3 – 4.
Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи:
- исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем (если ребёнку 4 года и старше) только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла). Ребёнок говорит верно с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы, не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно.
Если у ребёнка только появился звук, он может звучать утрированно, «тяжело», набираемся терпения и начинаем работу по автоматизации его в слогах, словах, предложениях, тексте и наконец, в свободной речи. Это очень монотонные занятия, поэтому лучше проводить их активно, используя наглядный материал, закрепляя знания на практике («Скажи, что видишь», «Где спрятался звук?», «Закончи слово, предложение», «Отгадай», «Что изменилось?», «4 лишний», знакомые игры на новый лад, мы ставим перед собой не только задачи по расширению и активизации словаря, развития мышления и памяти, но и автоматизации звукопроизношения, развития фонематического слуха, речевого внимания). Здесь главное самим не увлекаться и помнить, какой приоритет в игре вы выбрали. *
Закрепили звук в словах, предложениях /речь ребёнка соответствует возрастному развитию/, работаем дальше, вводим звук в речь, помнить:
- не упрощать свою речь («не сюсюкать»);
- не сокращать речь, говорим развёрнутой фразой;
- говорим в спокойном темпе, хорошо артикулируя звуки, стараемся, чтобы ребёнок видел нашу артикуляцию;
Как говорит взрослый, так говорит и ребёнок! Основа обучения детей дошкольного возраста – это подражание.
- не потакайте себе во время проведения НОД (ответы детей полные, пример из школы);
- слушая рассказ ребёнка, следите за звукопроизношением, даже если это сбивает его с мысли, вы ему напомните последовательность изложения;
- используйте игры – драматизации, настольные игры для работы по закреплению произношения звуков в речи;
Кто систематически исправляет речь ребёнка, у того детки быстрее начинают себя контролировать, кому нравится, чтобы его перебивали.
- учите детей вслушиваться не только в вашу речь, но и в речь сверстников, тактично исправляя её;
-учите детей анализировать собственную речь и развивайте желание совершенствовать её, используя методы поощрения, похвалы.
Дефекты звукопроизношения встречаются всё чаще, поэтому воспитатели должны уделять профилактической и коррекционной работе большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Воспитатель должен помочь направляет родителям правильно организовать работу в семье: проводит консультации, готовит наглядный материал, организовывает уголок «Правильной речи», оформляет папки передвижки, готовит с детьми открытые мероприятия, где показывает результаты своей деятельности по работе по изжитию патологии, приглашает на артикуляционную гимнастику, НОД.
Использованная литература:
А. И. Богомолова «Логопедическая пособие для занятий с детьми»
М. Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»
Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»