альфира афтахова
Консультация для воспитателей «Воспитание положительного отношения к труду через познавательную деятельность в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – задача дошкольного педагога.
Одна из главных задач моей работы – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду через познавательную деятельность детей в природе.
Первоначально нам было важно создать определенные условия для решения этой задачи:
• эмоциональная обстановка при организации труда детей;
• демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности;
• участие в ней на правах партнера;
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание положительного отношения к труду через познавательную деятельность в природе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
• поощрение желания детей участвовать в трудовой деятельности.
Труд детей в природе я рассматривала как средство познавательной активности детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Дети знакомятся со свойствами предметов и явлений, получают знания о профессиях, об орудиях труда, приобретают навыки работы с ними и, наконец, познают мир социальных отношений между людьми.
Перед нами стоит очень важная задача – воспитывать не только положительно - созерцательное, но и положительно-действенное отношение к природе. Одним из условий, обеспечивающих это, явилась организация в детском саду уголка природы. Дети приняли посильное, непосредственное участие в создании и поддержании условий для растений уголка природы. Основным мотивом трудовой деятельности дошкольников в уголке природе явилась необходимость помощи обитателями уголка. Это требует от детей добросовестного выполнения трудовых поручений и дежурства.
С ранних лет трудовая деятельность должна быть нравственно оправ-дана. Дошкольнику доступен «труд для другого», он готов к бескорыстной деятельности в природе (посеять семена для корма птицам; посадить черенки растений, которые подарим мамам; посадить цветы для озеленения группы и т. д.). И эту особенность мы используем для решения в единстве задач умственного и нравственного воспитания : дети усваивают процесс конкретного вида труда, который становится нравственно результативным.
Деятельность дошкольников на разных этапах формирования положительно- действенного отношения к природе строится по-разному. В младшем дошкольном возрасте, когда знания детей недостаточны, трудовые навыки и умения неустойчивы, их деятельность должна организовываться параллельно с сообщением знаний. При этом труд выступает как условие применения и проверки полученных знаний. В старшем дошкольном возрасте возможно и целесообразно такое последовательное сочетание знаний и деятельности, когда труд выступает предпосылкой получения новых знаний, без которых трудовой процесс затруднен. Это достигается введением ситуаций, которые ставят детей перед необходимостью пополнять свои знания (что-то узнать, выяснить, решить, повышают интерес ребенка к труду в природе, его целеустремленность, желание добиваться успехов и положительных результатов.
Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом действенном отношении ребенка к окружающей природе. Эффективность его формирования зависит от целесообразности и естественности привлечения детей к каждодневному труду, имеющему элементарную, доступную старшим дошкольникам общественную направленность (сделать для других, бескорыстно помочь и т. д.). Такой труд обеспечивает не только закрепление и расширение знаний детей, но и создание условий для воспитания важных нравственных качеств.
Систематический труд в природе формирует у детей дошкольного возраста привычку заботиться о живом. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности с взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес.
Я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. В воспитании у детей этого возраста заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Мы познакомили детей с трудом дворника, показали, как надо ухаживать за растениями на участке. Дети 4-5 лет любят трудиться с взрослыми. Мы вместе убирались на субботнике: взрослые сгребали листья, а дети переносили их в кучу, собирали в мешки. В процессе совместной деятельности мы и родители наших детей показывали пример положительного отношения к труду, дружеских взаимоотношений. Дети почувствовали свою причастность к общему делу, а это способствует пониманию общественной значимости труда.
Дети 4-5 лет начинают устанавливать причинно-следственные связи: птицам не хватает пищи, их надо подкармливать; солнце осенью светит мало, поэтому стало холодно.
Осенью мы собирали листья для букетов, гербария. Попутно дети узнали, что листья бывают разного цвета, формы; некоторые листья опадают раньше других, а некоторые, например, листья сирени, долго остаются зелеными и не опадают. Мы познакомились с понятием «листопад», играли в игры «1,2,3 – к дереву беги», «От какого дерева лист», «Найди такой же лис-ток, какой покажу». Разучивали стихотворения: «Разноцветный парк» М. Авдеевой, «Осень» Е. Трутневой.
При сборе семян ноготков, бархатцев дети сравнивали их, учились отличать спелые и неспелые. Наблюдая за работой в огороде, дети узнали, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Мы рассматривали овощи, сравнивали их по цвету, величине, форме, играли в игры «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек» и другие. На прогулке продолжали наблюдения за птицами. Сравнивали их по величине, окраске, повадкам, различали по из-даваемым звукам. Я напомнила им, что в холодное время года очень трудно найти корм, поэтому их надо подкармливать. Наши дети не просто наблюдают за подкормкой, а непосредственно участвуют в ней.
Мы вместе определяли место для кормушек, попросили папу Даши вывесить их. Заранее мы объявили конкурс на лучшую кормушку, на лучший корм для птиц. При наблюдении за птицами, мы подмечаем, какой корм клюют птицы, как они едят корм, как ведут себя разные птицы.
На зимних прогулках много внимания уделяем труду. После снегопада дети расчищают дорожки, сгребают снег для горки и игр. Очистка детьми участка от снега должна занимать не более 5-6 минут. В эти моменты дети активно познают свойства снега, у них формируется любовь к зимней природе. После снегопада обращаем внимание на работу дворника, который сгребает снег, чтобы всем было удобно ходить, посыпает песком дорожки, чтобы не падали люди. В морозный день мы слушали, как скрипит снег под ногами. Мы сжимали снег, хотели слепить снежок, но он рассыпался. Знакомясь со свойствами снега, дети устанавливали простейшие причинно-следственные связи: в теплую погоду снег липкий, в морозную – рассыпается. Играя в «Следы», дети узнали о пластичности снега, упражнялись в чтении следов на снегу, учились различать следы взрослых и детей, а также птиц, кошки, собаки. Также играли в подвижные игры: «Кто куда спрятался», «Охотники», «Веселые снежинки». Провели занятие «Почему растаяла Снегурочка», в ходе которого расширяли представления детей о свойствах воды, снега и льда, учили устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Наблюдения и труд детей на участке связывали с работой в уголке природы. Так, дети систематически выполняют поручения по уходу за растениями, получают представления, что для их роста нужны влага, свет, тепло.
Ребенка данного возраста больше интересует процесс труда, а не его результат. Мы показываем и объясняем детям, сколько воды нужно растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни. Дети учатся по цвету земли и на ощупь распознавать, влажная или сухая земля в горшке. При этом обращаем внимание детей на то, что благодаря старательному труду, комнатные растения растут лучше. Дети радуются красивым цветочкам, появлению новых листочков. Также развиваем у детей познавательный интерес к растениям : учим их сравнивать растения по форме, размеру, окраске, плотности листьев; выявлять признаки сходства и различия. Была проведена беседа «Дежурство в уголке природы», целью которой было сформировать ответственность по отношению к уходу за растениями; показать детям особенности дежурства в уголке природы.
Часть работы по воспитанию у детей бережного отношения к природе, развитию интереса к ней, может взять на себя семья. Чтобы заинтересовать родителей, рассказала им о значении труда в природе – в саду-огороде, по уходу за комнатными растениями и животными. Нравственный пример родителей, старших членов семьи играет большое воспитательное значение, потому что, именно в семье дошкольник приобретает первые знания и первый опыт трудовой деятельности.
Дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребе нок с радостью открывает для себя удивительный мир природы. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешной познавательной деятельности детей.