Худаева Булгун Дорджиевна
Консультация для воспитателей «Воспитание дошкольников на калмыцких народных традициях»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции каждого народа играют важную роль в жизни этнической общности, в функционировании и дальнейшем развитии национальной культуры. По мнению ученых, традиции являются важным элементом воспроизводства как самой этнической общности, так и культуры данного этноса, особенно этнического слоя культуры. Важной функцией традиций является дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание дошкольников на калмыцких народных традициях“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Республика Калмыкия
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В дифференцированном подходе мы выделяем один из важных моментов -- при совместном обучении раздельное воспитание мальчиков и девочек.
Дифференциация воспитания начиналась с приучения к домашней работе: мальчика учили отцовской работе, а девочку -- материнской. Личный положительный пример старших -- это самое главное в народной педагогике. Начинай с совершенствования себя, имей и приобретай те качества, которые собираешься передать детям, постоянно совершенствуйся. Поэтому традиционное воспитание -- это система воспитательных усилий народа в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводил и воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в последующих поколениях. В развитии и воспитании ребенка не учитывалось его фундаментальное свойство -- пол.
Медики считают, что утрата чувства пола поражают глубокие изменения всей личности человека, потеря своего "Я", своего места среди людей.
Одна из основных причин, связанных с проблемой здоровья мальчиков и девочек как раз коренится в одинаковом, унифицированном подходе к ним.
Во все времена семья была и остается основой формирования морали. Во все времена каждая калмыцкая семья достаточно рано, целенаправленно воспитывали мальчиков и девочек. И каждая семья старалась рано приобщить детей к традиционным видам трудовой деятельности. Приобщение к труду носило дифференцированный подход.
Каждая калмыцкая семья ставила перед собой цель воспитать настоящего мужчину ("Йоста залу кюн").Достижение цели в соответствии с системой педагогических мер под названием "Эцкин заквр" -- "Заповедь отца". Данная заповедь предполагала овладение следующими знаниями и навыками:
- присматривать и ухаживать за домашними животными, причем лошадь являлась предметом особой заботы;
- изготавливать конскую сбрую и прочее снаряжение;
- мастерить повозку, колеса;
- шить из кожи предметы домашней утвари;
- выполнять кузнечные работы;
- охотиться, заниматься рыболовством.
В первую очередь, в "Заповедях отца" перечисляются трудовые умения и навыки, необходимые скотоводу-кочевнику, будущему семьянину - хозяину. "Гар кёндрхля -- амн кёндрня" -- (Кто не работает, тот не ест -- русск. посл.) В этой пословице заключено народное отношение к труду. Воспитание подрастающего поколения в духе любви к труду, вот главная задача человеческого общества. О тех, кто ленив, кому трудовая деятельность в тягость, есть народные пословицы : "Залхугин герт тюлян уга, зальгдгин герт хот уга" (У лентяя в доме нет дров, а пьющего в доме нет еды).
Обучение мальчика верховой езде в совершенстве было очень важно с самого детства. В трехлетнем возрасте мальчика сажали на лошадь и учили держаться в седле. Потом ребенка учили запрягать, распрягать, ухаживать за лошадью.
Все это развивало в ребенке ловкость, умение, выносливость и любовь к животным. Дети вместе с отцом изготавливали красивую, прочную, удобную упряжь, обрабатывали кожаные изделия, изготавливали ювелирные украшения.
В воспитании мальчиков личность отца играло решающую роль. Вместе отец и сын пости все свое время уделяли скотоводству. За всеми сыновними делами: пасти и поить скот, носить воду, внимательно следил отец, учил аккуратности, выносливости, поощрял смекалку. Требовал неукоснительного соблюдения нравственных законов:
- не ругаться, не завидовать,
- не пить, не курить,
- заботиться о слабых, больных людях,
- быть аккуратным, содержать себя в чистоте,
- продолжать, преумножать дело отца.
Недаром есть слова благопожелания: "Эк-эцкин нер дуудулж. йов" ("Прославляй имя своего отца")
Эти вечные ценности наших предков актуальны и для нас, они близки и понятны каждому человеку.
Роль отца в семье должна быть значимой. Его авторитет, престиж не должны подрываться другими взрослыми.
Созидательницей и хранительницей семейного очага всегда была женщина, мать. Культ матери был безоговорочным. Женщина-мать должна была обладать девятью добродетелями:
- светла и чиста душой и телом,
- быть мастерицей в делах,
- заботливой и любящей матерью,
- аккуратной и чистоплотной хозяйкой,
- опорой мужу и верной женой,
- уважительной к родне мужа,
- почтительной к старшим,
- доброжелательной ко всем окружающим.
Все эти качества прививались девочкам с раннего детства. Они помогали матерям в домашних делах, а также присматривали за младшими, заботились о них.
Мать приучала дочь к следующим навыкам и умениям:
- стирать шерсть, прясть. вязать,
- шить и вышивать,
- выделывать шкуры животных, уметь изготавливать из них одежду, домашнюю утварь,
- изготавливать из шерсти овцы кошму,
- готовить национальные блюда,
- в соответствии с национальным этикетом вести себя в обществе,
- уважать старших, знать религиозные обряды,
- танцевать, играть и петь под домбру, быть знатоком фольклора.
Когда девочка этим владела, судили о матери. "Прежде чем выбрать невесту -- посмотри на мать", значит воспитывать надо прежде всего :
- отзывчивой, мудрой, способной с одного взгляда понимать состояние близких,
- быть нежной и женственной,
- осмотрительной и осторожной.
Ей суждено быть матерью и оберегая себя, оберегать будущее.
Из всего сказанного следует, что примером для сына является отец, а примером для девочки -- мать. Они должны быть образцом всем.