Елена Ящук
Консультация для воспитателей «Уголок уединения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
С введением ФГОС ДО одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они переживают, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.
Публикация «Консультация для воспитателей „Уголок уединения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Как помочь ребёнку вырасти весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – то есть, прежде всего, психологически здоровым?
Большую помощь в этом может оказать предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.
Уголок уединения в детском саду необходим, ведь его целью является создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
«Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
Цели и задачи:
- Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка;
- Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;
- Привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи в создании уголков в группах.
Содержание уголка :
Так как места в групповой комнате не очень много, то уголок не должен занимать большое пространство в игровой комнате (он может быть передвижной). Изготовить вы его можете в виде шатра закрепленного к середине стола. Располагать такой портативный уголок можно разных игровых зонах (в близи книжного уголка, изобразительной деятельности, дидактических игр и т. д.) Для уголка уединения можно использовать ширмы, палатки.
Здесь воспитатель может проявить всё своё творчество, фантазию и оригинальность.
В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, должно быть в спокойном тоне.
Наполняемость уголка зависит от настроения и самочувствия детей:
-Магнитофон с записями релаксационной музыки
-Сенсорные игрушки, сенсорный коврик
-Настольный фонтан
-Мигающие огоньки;
-Музыкальные игрушки
-Фотоальбом
-Альбомы для рассматривания
- Подносы для рисование песком
- Телефон, по которому малыш может «позвонить» маме или папе, поделиться чем-то сокровенным и т. д.
Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если вы видите, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала попытайтесь мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагайте ребёнку поиграть в ту или иную игру. Также можно использовать различные картинки, изображающие чувства и эмоции («Чувства и эмоции» и «Определи эмоцию»)
В зависимости от состояния детей уголок может быть и «Уголком гнева»
Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. В таких ситуациях дети могут использовать:
• «Коврик злости» - самодельный коврик, на котором дети могут потоптаться;
• Коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» - темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»);
Можно изготовить коробочку «Давай помиримся», цель которой налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации. Можно подобрать картотеку весёлых мирилок.
Требования:
- развивающий характер предметной среды;
- возрастные особенности детей;
- информативность (разнообразие тематики, комплектность, многообразие игр, дидактического материала, игрушек);
- обогащенность, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;
- вариативность;
- сочетание традиционных и новых компонентов;
- обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;
- обеспечение эстетических и гигиенических показателей.