Елена Василенко
Учет психологических и возрастных особенностей детей при обучении их правилам безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное обучение правилам безопасного поведения на дороге невозможно без учета этих особенностей.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Консультации для педагогов
- ПДД. Правила дорожного движения
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
1. Необходимо учитывать, что ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков: не всегда может определить их направление, не может отличить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
2. Обзор ребенком окружающей обстановки ограничен его ростом - психологи считают, что поле зрения ребенка на 20-25% меньше, чем у взрослого. Маленький рост вдвойне увеличивает риск вовлечение в дорожно-транспортное происшествие, так как не только у ребенка ограничен обзор, но и в то же время он сам он не виден водителю из-за стоящих транспортных средств или других препятствий.
3. Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортной ситуации, у детей формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить лишь 2-3 элемента дорожно-транспортной ситуации и то лишь при благоприятных обстоятельствах. Так же, следует отметить, что детям трудно одновременно совершать несколько разноплановых действий - переходить дорогу и осуществлять наблюдение по сторонам. Дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации для него вызывает еще большие трудности. Дело в том, что ввиду отсутствия специальных знаний поведения на дороге, часто ребенок основывается на представлениях, взятых из мира игры и игрушек (например, представления о том, что реальные транспортные средства могут сразу же останавливаться на месте, как и их игрушечные автомобили).
4. Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку, обдумать ее, принять решение и начать действовать уходит примерно 0,8-1 секунда. Ребенку требуется для того же самого 3-4 секунды – он не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущую машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому лишь четверть секунды.
5. Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи-восмилетнем возрасте.
6. Одной из особенностей поведения дошкольников и младших школьников является их игровая или иная увлеченность. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, кто-то его окликнул – и ребенок сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой скорости автомобилей, ни сигналов светофора.
7. Непредсказуемое, непрогнозируемое поведение детей на дороге ещё одна опасность и для самого ребенка и для водителя. Испугавшись предупреждающего сигнала приближающейся автомашины, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте, или ещё хуже – начнет метаться по дороге. В основе такого поведения ребенка лежит и врожденный инстинкт – от опасности скорее надо убегать. Но эффект получается обратный.
8. Ребенок не осознает ответственность за собственное поведение на дороге, не прогнозирует к каким последствиям приведет его поступок для других участников дорожного движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах зачастую им недооценивается.
9. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация (вести себя так же, как и другие). Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход через проезжую часть на красный свет) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Так, отдельные дети, находясь в обществе взрослых или же своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на своих спутников.
Эти и другие особенности детей, в частности легкое забывание инструкций, поверхностное восприятие требований Правил дорожного движения, требуют проведения с ними как можно большего количества практических занятий и постоянного напоминания им о необходимости быть осторожными.
Целесообразно правила безопасного поведения на дороге формулировать в утвердительной форме, в которой содержатся руководства к действию. Следует объяснять, как надо делать, а не как делать нельзя. Указания должны быть точные, конкретные, понятные учащимся. Обучение должно быть направлено не только на то, чтобы зазубрить с ребенком Правила дорожного движения, но и на то, чтобы научить видеть опасность на дороге и действовать адекватно обстановке, т. е. научить анализировать ситуацию. Т. о. в ходе обучающих занятий основными задачами являются:
- ознакомить с основными требованиями Правил дорожного движения;
- развивать у детей внимание и внимательность;
- научить предвидеть дорожную ситуацию (через ответы на вопросы, ролевые игры, анализ предложенных ситуативных задач).
При обучении дошкольников и младших школьников следует учитывать их индивидуально-психологические особенности : импульсивность, невнимательность, быстрая утомляемость, впечатлительность. В связи с этим занятия не должны длиться более 20 минут; беседу необходимо строить доступным, понятным языком. Очень важно наладить обратную связь, используя форму «вопрос-ответ», приводить примеры, обращаться к опыту детей (не злоупотреблять). Целесообразно использовать игровые моменты. Не рекомендуют демонстрировать снимки ДТП с пострадавшими людьми.
Взрослые (родители и педагоги) должны помнить, что сформировать устойчивый навык безопасного поведения у ребенка до 10 лет возможно лишь путем многократных повторений пройденного материала в различных формах, и напоминаний правил перед непосредственным переходом проезжей части.
Не менее серьезной проблемой является поведение ребенка на дороге. Здесь нарушения чаще совершаются не от незнания правил дорожного движения, хотя и такое бывает, а от поверхностного, несерьезного, а иногда и нигилистического отношении к их соблюдению. Начиная с 10-11 лет, дети становятся менее дисциплинированными и более самостоятельными в своих действиях. Формирование характера, выбор своего индивидуального поведения, поступков, стремление к лидерству, склонность к риску – особенности этого возраста. Причина риска связана иногда с театральной демонстрацией своего мужества окружающим - нередко это демонстрируется не только сверстникам, но и водителю приближающегося транспортного средства в виде «спокойного перехода» дороги на опасном расстоянии от приближающейся машины. Немалую часть среди подростков, получивших травмы на дороге, составляют лица, стремящиеся прейти перекресток в непозволительной по времени критической ситуации, что является следствием поверхностной оценки скорости приближающегося транспорта и дорожной обстановки вообще. К сожалению, в последнее время участились случаи, когда подростки являются участниками ДТП в качестве водителей, конечно же, не имея ни водительских прав, ни необходимого опыта вождения. Нередки случаи, когда несовершеннолетние появляются на дороге в нетрезвом состоянии и становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий.
Основу воспитательной работы с подростками должна составлять концепция, что, нарушая правила, проявляя «смелое» поведение, они демонстрируют свой инфантилизм как в глазах взрослых, так сверстников, а также показывают плохой пример малышам. В беседе с подростками инспектор должен занять партнерскую позицию, упор необходимо делать на причинно-следственные связи в действиях и последствиях на дороге. Основными целями занятий будут являться:
- расширение и углубление знаний Правил дорожного движения;
- ознакомление учащихся с ответственностью за нарушения ПДД;
- развитие ответственности за свои действия.
Для усиления обучения необходимо использовать примеры из практики, но они должны быть связаны с темой беседы; возраст нарушителей из примеров должен соответствовать возрасту учащихся, для которых приготовлена беседа. Основной темой выступлений перед старшими школьниками будет ответственность (административная, гражданская, уголовная, моральная). Особое внимание стоит уделить теме «Ответственность за нарушение правил дорожного движения лиц, управляющих велосипедами, мопедами и мотоциклами». На каждом занятии необходимо обращать внимание детей на социальный, экономический и нравственный аспект предмета, призванного обеспечить безопасность и сохранить жизнь всем участникам дорожного движения, не допустить материальных и моральных потерь, которые приносят дорожно-транспортные происшествия.
Какие бы формы обучения детей правилам поведения на дороге мы не избрали, всегда необходимо соблюдать принцип: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», должно преобладать наблюдение образцов, динамики реальной дорожной обстановки и тренировка действий в дорожных ситуациях.
При проведении занятий с любой возрастной группой необходимо :
- использовать наглядные пособия;
- каждое правило сопровождать иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации;
- формулировать правила в утвердительной форме;
- добиваться того, чтобы дети не просто заучивали правила, а понимали их смысл, необходимость и последствия при невыполнении.