Богданова Любовь
Консультация для воспитателей «Участие детей в планировании образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Участие детей в планировании образовательной деятельности посредством использования визуальных карточек»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Темочки:
Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Эти личностные качества отмечены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования :
…- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Таким образом, дети имеют право принимать непосредственное участие в планировании своей деятельности как в течение дня, так и принимать участие в планировании организованной образовательной деятельности.
Перед педагогами стал вопрос как можно привлечь детей к участию в планировании?
Так как в нашем образовательном холдинге во взаимодействии с детьми широко используется технология Кайдзен – технология бережливого производства, одним из инструментов которой являются визуальные схемы, карточки, я и решил применить их в планировании образовательного мероприятия.
Я разработал визуальные карточки, в которых отражены различные виды деятельности, основные виды движений, символически изображена та или иная подвижная игра.
Занятия по физкультуре проводятся три раза в неделю, два - в зале и одно - на свежем воздухе. К планированию занятия, которое проводится на свежем воздухе привлекаю детей.
Это происходит так: накануне занятия я прихожу в группу, напоминаю детям, что завтра мы с ними встречаемся на улице, вспоминаем какие виды движений они отрабатывали в зале, в какие игры играли. Затем предлагаю составить план самостоятельно, с учетом их интересов. Рассказываю, что занятие строится из 5 частей: мы должны подготовить свой организм к занятиям физкультурой (вводная часть, разогреть все мышцы (общеразвивающие упражнения, поупражняться в выполнении различных видов движений (основные виды движений, поиграть (подвижная игра, расслабиться, отдохнуть после физической нагрузки (заключительная часть). В дальнейшем это уже рассказывать не придется, дети быстро запоминают и ориентируются в построении занятия.
Для планирования каждой из частей образовательной деятельности, детей можно разделить на пять групп. Каждая группа будет подбирать упражнения и игры для определенной части. Причем количество детей в этих группах и мотивация для разделения детей могут быть разными. Например, рассказываю детям про пять видов спорта с мячом: волейбол, футбол, хоккей на траве, баскетбол, водное поло. Прошу детей поделиться на группы, тем кому нравится футбол отходят в спальню, волейбол – подходят к столу и т. п. Обязательно даю время на обдумывание в группах - 2-3 минуты. Первая группа составляет план вводной части : подбирают виды ходьбы, бега; вторая группа подбирает атрибуты для общеразвивающих упражнений; третья группа подбирает основные виды движений. Например, на этой неделе обучаем равновесию, упражняем в прыжках. Даю три карточки с упражнениями на равновесие и три - на прыжки. Дети выбирают, чем именно они хотели бы заниматься. И так на все части занятия. Иногда не применяю деление на команды, дети составляют план образовательной деятельности всей группой. План-схему занятия можно выстроить на магнитной доске или Коврографе, разделенными на пять частей.
Вводная часть может быть составлена в виде полосы препятствия. Тогда предлагаю детям карточки с изображением препятствий и они расставляют препятствия так, как считают нужным. Подвижные игры планирую таким образом : даю детям три игры на выбор (желательно, чтобы подвижные игры не пересекались с основными видами движений). Как обозначать подвижную игру, мы придумываем вместе. Например, игру «Хитрая лиса» мы решили обозначать картинкой лисы, игру «Волк во рву» - изображением глубокого рва и волка. Таким образом у нас пополняется картотека подвижных игр.
Сначала помогаю, вместе с воспитателем, составлять наше занятие. В дальнейшем наблюдаю за ходом событий со стороны, чтобы дети могли проявить инициативу и самостоятельность.
Считаю, что такой способ привлечения детей к планированию можно применять в любой деятельности.
Дети получают удовольствие от самостоятельной работы над составлением своего занятия, а педагог достигает своей цели по привлечению детей к планированию.