Светлана Лушняк
Консультация для воспитателей «Творчество ребенка с нарушениями речи, её проявления»
▼ Скачать + Заказать документы
Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. (Поль Торренс.)
Цель любого мероприятия - пробудить интерес к новым подходам в работе с детьми, дать начало творческим поискам, развить креативный потенциал ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Творчество ребенка с нарушениями речи, её проявления“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно здесь закладываются основы будущей личности. Среди задач дошкольного воспитания -формирование у воспитанников инициативности и самостоятельности, являющихся составными компонентами креативности, созидательности личности.
Приоритетные задачи:
-обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
-развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, сти-мулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; -включение детей в различные формы сотрудничества
(со взрослыми и детьми разного возраста).
Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями. Достичь высокого уровня креативного мышления возможно при его развитии с раннего возраста, при этом огромная роль возлагается на педагога, способствующего формированию творческого потенциала личности.
Возникает вопрос: что же главнее - профессиональное мастерство или креативность педагога? Несомненно, профессиональное мастерство - это необходимое условие в воспитании ребенка, но не следует забывать о том, что все усилия педагога достигнут цели только тогда, когда дети примут его как личность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью. Креативность самого педагога помогает адекватно воспринять
ребенка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.
Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку педагог находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает практика, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии; воспитательно-образовательная работа зачастую превращается в воспроизведение заученных методов и приемов без учета индивидуальных способностей ребенка, и совершаются ошибки, которые иногда приходится корректировать всю жизнь.
Воспитатель - это образец для ребенка, тот, кому нужно следовать, подражать. Он должен воплощать очарование, излучать притягательную силу, окрылять, воодушевлять начинания и дела ребенка. Одобрение играет очень большую роль в стремлении ребенка познать окружающий мир.
Задача педагога - поставить перед ребенком проблемную ситуацию, удивить, огорошить, поставить его в тупик и в то же время сориентировать, направить на достижение поставленной цели, освободить, избавить от стереотипов мышления. Тогда, охваченные чувством, эмоциональным подъемом, и ребенок, и педагог придут к осознанному результату.
Практикум по развитию творчества
• Каждый день находи время и место, чтобы поразмышлять.
• Когда перед тобой возникает проблема, подожди немного; когда пройдет шок ее проявления, спокойно подумай.
• Уделяй внимание развитию навыка быстро сосредотачиваться при переходе к новому виду деятельности.
• Поощряй в себе чувство желания и недовольства, чтобы дерзать и добиваться, то есть действовать.
• В своей работе всегда ставь себе определенные цели, а затем разрабатывай график их достижения.
• Каждый день борись с шаблоном, рутиной, стереотипом: старайся сегодня действовать так, а завтра иначе, сегодня иди одной дорогой, а завтра - другой и обязательно путешествуй.
• Общайся с людьми других профессий.
• Записывай приходящие тебе в голову мысли и для этого всегда имей под рукой записную книжку (карточки).
• Находи способы оповещения других о твоих идеях (научные статьи, заметки в массовой, многотиражной печати, выступления на совещаниях и собраниях).
• Уважай авторитеты, стандарты, нормы, традиции, но бездумно не преклоняйся перед ними.
• Думай по-своему, иди своим путем, делай то дело, которое считаешь своим, и делай так, как считаешь нужным.
Факторы, способствующие развитию креативности ребенка и тормозящие его :
Способствующие факторы:
• Поощрение различных форм креативного продукта в семье и ДОУ.
• Ориентация ребенка на креативное решение проблем.
• Отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы ребенка.
• Возможность манипуляций с предметами и мыслями.
• Обучение ребенка вниманию к сигналам окружающей среды.
• Воспитательные действия в направлении признания ребенком ценности креативных черт своей личности.
Тормозящие факторы:
• Ориентация на успех, когда ребенок боится дать неправильный ответ.
• Усиленная ориентация на мнение сверстников.
• Запрещение вопросов и ограничение инициативы.
• Строгое разграничение игровой и трудовой деятельностей.
• Представление о дивергентном мышлении как об отклонении от нормы.
Ребенку с нарушением речи необходима помощь со стороны педагога в развитии творческого потенциала в большей степени, чем обычно развивающемуся, так как у такого ребенка недостаточно развита мелкая моторика, он испытывает трудности в речевом высказывании, в общении со взрослыми, психологический дискомфорт и т. д. Поэтому педагогу, работающему с такими детьми, приходится постоянно искать какие-то необычные решения.
В логопедической группе с детьми с общим недоразвитием речи педагоги постоянно включают в свои занятия и любые режимные моменты упражнения, игры и задания, направленные на развитие творческого потенциала ребенка. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.
Педагог, стремящийся к развитию креативности детей, должен прежде всего обеспечивать условия, благоприятные для творчества детей в группе, то есть облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Основной целью такого обучения является организация соответствующего окружения, способствующего формированию творческого отношения к окружающей действительности.
Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. Часто многих родителей волнует вопрос: можно ли развить творческие способности, обучить креативности? Психологи отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь проявляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности, которая делает процесс мышления увлекательным, помогает находить новые решения старых проблем.
Способов развития креативности множество, и в первую очередь у родителей. В пользу того, что именно мама и папа могут лучше организовать процесс творческого развития ребенка, говорят следующие факты:
- ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;
-родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся малышу и будут ему интересны;
-творческая деятельность - один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребенка;
- внимание мамы и папы целиком посвящено ребенку, тогда как воспитатель старается распределить его равномерно между всеми детьми в группе;
- эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет малышу особые впечатления радости совместного творчества;
- у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;
- мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт малыша, который он получает в семье, умножается вдвое.