Наяндина Людмила
Педагогический проект «Моя семья — моё богатство» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида
г. Кувандык Оренбургская область.
Педагогический проект
«Моя семья – моё богатство»
Автор проекта:
Наяндина Людмила Анатольевна
воспитатель высшей
квалификационной категории
2024г
Методический паспорт проекта
1 Тема Педагогический проект «Моя семья – моё богатство» для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2 Тип проекта Информационно – практико – ориентированный
3 Руководитель проекта
Наяндина Людмила Анатольевна
4 Сроки реализации проекта
Средней продолжительности: с 01.09.24 – 30.11.24
5 Участники проекта Дети старшей группы «Лучики», педагоги, родители воспитанников.
Пояснительная записка:
Идея создать проект «Моя семья» появилась с целью изучения семьи, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, что бы прививать чувство привязанности к семье и дому.
Актуальность проекта:
Указом президента РФ 2024 год объявлен годом семьи. Россия единственная страна в мире, чей президент открыто провозгласил приоритет традиционных семейных ценностей. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить с другими любви: любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода. Семья главный аспект в жизни человека, особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и воспитании. Семья объединяет детей, родителей родственными крепкими узами. Семья и ее традиции играют ключевую роль в жизни. Важнейшим условием благополучного развития общества остается формирование и сохранение приоритета нравственных, семейных ценностей. Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно – нравственных основ подрастающего поколения. Благополучие семьи – вот мерило развития и прогресса страны.
Цель проекта: укрепление роли семейных ценностей в нравственно-духовном развитии подрастающего поколения. Повышение уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
Задачи проекта:
Обучающие:
Учить детей составлять рассказ о семье, публично его презентовать, защищая свой мини-проект.
Расширять представления детей о семье и семейных ценностях. Формировать умение разбираться в родственных связях.
Формировать элементарные представления о роде, родословной, семейном древе.
Развивающие:
Расширять знания о ближайшем окружении.
Развивать познавательную, поисковую, коммуникативную, творческую деятельность детей.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь и уважение ко всем членам своей семьи, способствовать сплочению семьи, приобщению детей к культуре общения в семье, мотивация детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
Дети овладеют понятиями семья, семейные традиции и ценности, родственные отношения.
У родителей повысится уровень педагогической культуры в воспитании и развитии детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Составление перспективного плана совместной работы с детьми и родителями.
Подготовка информационного материала, методической литературы, художественных произведений и дидактических игр, атрибутов для сюжетно - ролевых игр и занятий, музыкального, иллюстративного материала, подготовка презентаций.
Оформление папок - передвижек, консультаций для родительского уголка по теме проекта.
Вовлечение детей и родителей в проектную деятельность.
Предложить для обсуждения детям «проблемную ситуацию»: «Что такое семья?»
II этап. Практический.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Занятия на темы: «Я и моя семья», «День отца в России», «Моя семья», «День матери».
Беседы на темы: «Кто живёт в моей семье», «Папочка мой дорогой», «Мамы всякие важны» и другие.
Сюжетно-ролевые игры: «Праздничный обед», «Мы идём в магазин», «День рождения сестрёнки», «Парикмахерская», «Кафе».
Цель. Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
Защита мини – проектов о семье.
ОО «Познавательное развитие».
Беседы с детьми на темы: «Моя семья», «Кем работают твои родители», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Что такое генеалогическое древо семьи», «Без любви нет семьи», «Как важно, когда тебя понимают», «Мои родители», «Дедушка и бабушка», «Наши родственники», «Что такое родословная».
Рассматривание фотографий с изображением членов семьи, семейных альбомов.
Дидактические игры «Назови свою семью», «Подбери слова действия», «Назови ласково», «Профессии», «Наши традиции».
ОО «Речевое развитие»
Составление рассказа по картине «Моя семья».
Программное содержание: учить детей составлять рассказ о своей семье по плану, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказа В. В. Вересаева «Братишка», Б. Житков «Как я ловил человечков», И. Зартайской из книги «Если кто - то в семье загрустил»: «Если мама загрустила», «Если папа загрустил».
Русские народные сказки: «Про Иванушку - дурачка», «Снегурочка», «Хаврошечка», «Морозко» и другие.
Заучивание стихотворений о маме, папе, бабушке и дедушке.
Пословицы и поговорки о семье и её членах.
Участие в конкурсе чтецов, посвященному «Дню матери».
Участие во Всероссийском конкурсе «Читаем всей семьёй» (семьи Торговиных и Ниязовых)
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование на темы: «Моя дружная семья», «Портрет папы», «Букет для любимой мамы», «Портрет любимой мамочки».
Аппликация на темы: «Подарок для бабушек и дедушек», «Сердечко для мамы», «Подарок папе».
Музыка. Слушание песен: «Каждый маленький ребенок.», «У меня сестренка есть, у меня братишка есть.», «Папа может», «Мама», «Бабушка-бабуленька».
Праздники: «День пожилых людей», «День матери».
ОО «Физическое развитие»
Подвижные игры
Пальчиковые игры
Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья»
Взаимодействие с родителями
Информирование родителей о ходе образовательного процесса, привлечение их к совместной образовательной и творческой деятельности. Предложить родителям произведения по теме, дать рекомендации и советы по чтению с детьми дома.
Участие родителей в конкурсе поделок из природного материала «Осенние тайны».
Папка – передвижка «Папа самый лучший друг»
Оформление фотоколлажа «Отдых с семьёй».
Стенгазета «Мамы тоже были детьми».
Участие в конкурсе детского рисунка «Портрет папы», «Образ семьи глазами художника», «Портрет мамы».
Участие в спортивном мероприятии «Папа, мама, я - спортивная семья».
Консультации: «Моя семья – моя крепость, «Здоровая семья – счастливый ребёнок», «Семейные традиции», «Что такое генеалогическое древо?», «Учим детей заботиться о старших».
Памятки: «Чаще улыбайтесь детям»
Папки-передвижки: «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Здоровый образ семьи».
Стенды: «Семейные традиции», «Семейные ценности».
3 этап. Аналитический.
Обработка результатов по реализации проекта.
Викторина «Моя семья».
Защита мини-проектов детьми на тему «Моя семья».
8. Эффективность реализации проекта.
В результате реализации проекта у воспитанников будут сформированы, полные представления о своей семье, её родословной, о родном доме и его быте, ценности тёплой и сердечной семейной атмосферы. - Развит познавательный интерес к изучению истории своей семьи и через неё к истории поселка, страны. -Уважительное отношение к старшему поколению, которые выражается в детских высказываниях, просьбах пригласить в гости пожилых людей, «чтобы их порадовать». Участие в проекте стало для детей способом удовлетворения познавательной активности. Помимо этого дети научились продуктивному взаимодействию друг с другом. У детей и родителей: - Появилось желание участвовать в разных видах практической деятельности дома и в детском саду, направленных на эмоциональную поддержку и помощь членам семьи, желание поддерживать семейные традиции. - Достигнута коррекция и обогащение детско-родительских отношений.
9. Перспектива развития проекта:
Считаю, что проектную деятельность о семье можно продолжать дальше, подключив сюда родственников и воспитанников, например, дяди, тёти.
10. Список используемой литературы:
1. Буре, Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р. С. Буре и др. – М. : Просвещение, 2004. – 141с.
2. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
3. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников: / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. – М. : Изд-во МГУ, 1986. – 142с.
4. Киселёва Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:М. АРКТИ,2006.
5. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире: // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С. 98-104.
6. Майер. А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. Научно 5. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире: // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С. 98-104.
7. Метлик И. В., Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / / Педагогика. 2009. № 10. С. 36—46.
8. Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: // Дошкольное воспитание. 2006. - №12. - С. 104-110.
9. Потаповская О. М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / / Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». 2012. № 3. С. 43- 67.
10. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М. : Линка- Пресс, 2007
11. Приложения
1. Альбом «Моя дружная семья».
2. Картотека пословиц и поговорок о семье, о матери.
3. Картотека стихотворений о семье.
4. Выставка детских рисунков на тему «Мой папа», «Образ семьи глазами художников», «Портрет любимой мамочки».
5. Стенгазета «Мамы тоже были детьми».
6. Папка раскладушка «Самый лучший папа».
7. Консультации для родителей: «Моя семья – моя крепость, «Здоровая семья – счастливый ребёнок», «Семейные традиции», «Что такое генеалогическое древо?», «Учим детей заботиться о старших».
Памятки: «Чаще улыбайтесь детям»
Папки-передвижки: «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Здоровый образ семьи».
Стенды: «Семейные традиции», «Семейные ценности».
8. Мини - проекты детей о семье.