Анна Леонтьева
Консультация для воспитателей «Творческие конкурсы в работе ДОУ с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержательная организация творческих конкурсов, тематических выставок педагогов, детей и родителей активно влияет на качество дошкольного образования, обогащает связи детско-взрослого сообщества, инновационные процессы, позволяет удовлетворять потребности в совместной продуктивной деятельности.
Существуют два подхода к этимологии слова «конкурс». Первый восходит к французскому глаголу «con-courir», что означает «вступить в конкуренцию с целью получения выигрыша, приза», второй - через польское konkurs от лат. concursus («стечение; столкновение; содействие»). Оба подхода указывают на мотивацию проведения конкурса - организовать состязание, позволяющее в полноценной конкурентной борьбе выявить победителя. Следует заметить, что одна из задач воспитания детей в семье - воспитать конкурентоспособную личность. Поэтому участие в конкурсе детей, родителей, педагогического коллектива ДОУ дает возможность проявить им здоровую конкуренцию, ощутить радость и полноту жизни, объединяет их в стремлении к победе, укрепляет взаимопонимание и повышает интерес другк другу.
Темочки:
Опыт свидетельствует, что конкурсы позволяют обеспечить одновременно как публичные (например. при участии учреждения образования в конкурсе «Детский сад года», «Лучший воспитатель года», так и частные интересы субъектов целостного воспитательно-образовательного процесса.
Начиная подготовку к конкурсу в ДОУ, следует обратить внимание на следующие важные моменты:
- конкурс - это способ активного взаимодействия участников педагогического процесса;
- порядок проведения конкурса определяется педагогическим коллективом;
-основные стадии проведения конкурса разрабатываются инициативной группой;
- принципы проведения конкурсов : состязательность, равноправие участников, прозрачность, недопустимость ограничения прав на участие в конкурсе, объективность в выборе победителя;
- тематическая направленность: экологический, социальный, литературный, спортивный;
- особенности проведения отдельных видов конкурсов : детских, детско-родительских, родительских, для педагогов;
- права и обязанности участников конкурса : ответственность за авторство работ, выполнение заданий в срок, соблюдение требований, регламента, возраста и т. д. ;
- контроль за организацией и проведением конкурсов осуществляет администрация.
Предлагается семь эффективных шагов подготовки творческого конкурса в ДОУ.
1-й - цель. Прежде чем устраивать творческий конкурс, нужно определить цель, так как именно она определяет средства. Цели могут быть самые разные: например, обогащение предметно-развивающей среды групповой комнаты (конкурсы «Новогодняя маска», «Волшеб- ная коробка», формирование у детей активной гражданской позиции (конкурс «Экологический плакат», обогащение досуговой деятельности семьи (кон курс «А вам слабо?»).
2-й - идея. После определения цели (может оказаться, что конкурс и не нужен) неплохо придумать оригинальную идею. Если конкурс будет посвящен неактуальной как для родителей, так и для педагогов теме, активности он не вызовет. Например, каждый год конкурс поделок из природного материала, преследующий интересную цель (развитие креативности у детей, организация созидательного досуга семьи, не вызывает активности у родителей, поскольку идея конкурса не обновляется из года в год. При этом оригинальность идеи не должна отпугивать своей трудоемкостью или большими материальными затратами.
3-й - поощрение. В данном случае может помочь привлечение спонсоров или выставление в качестве приза недорогой, уникальной вещи, как правило, сделанной руками детей или самими участниками конкурса. Это может быть и благодарственное письмо.
4-й - презентация. Цель ясна, идея определена, призы привлекательные - конкурс обещает быть популярным, но активности среди родителей нет. В чем же дело? А дело в том, что необходимо проведение презентации конкурса. Нужно постоянно рассказывать о конкурсе родителям, беседовать с детьми (использовать известный методический прием - воздействие на родителей через ребенка, постараться привлечь внимание средств массовой информации как на уровне местных газет, радио и телевидения, так и на региональном (возможно и федеральном).
5-й - условия. У любого конкурса есть свои условия. Но как часто бывает, организаторы либо не полностью их озвучивают, полагаясь на то, что все и так «известно» (например, указывают, что нужно проявить креативность, оригинальность, забывая сообщить объем, форму подачи материала, сроки и т. д., либо, наоборот, расписывают все так, что само чтение условий конкурса не вызывает желания даже дочитать их до конца. В этой связи нужно придерживаться рекомендации: Keep what you say Short and Simple - говорите коротко и просто*. Условия должны быть простые, четкие, понятные и сводиться к одной фразе - сделаете то и то, получите (может быть) это. При составлении условий конкурса нужно помнить, что конкурс - это столкновение интересов, конкуренция, азарт, и утверждать в конце спортивного состязания или конкурса знатоков, что победила дружба, не следует. Как сказал, известный игромастер Н. Шуть, дружба победить не могла, поскольку она не играла**
6-й - сроки. Эта тема как для организаторов, так и для участников достаточно важная. Всегда найдется человек (семья, который все не так поймет и не уложится в сроки. В большинстве случаев будет виноват не он, а организаторы. Сроки должны быть четко определены и указываться в положении о конкурсе.
Важно определить не только конкретные даты проведения конкурса и подведения итогов, но и точное время последнего срока приема работ на конкурс, поскольку комиссия, приступая к оценке работ, должна видеть одновременно все работы, участвующие в нем. Недопустимы: нечетко установленные сроки или вообще их отсутствие; растягивание сроков при отсутствии желающих участвовать или, наоборот, их большом количестве.
7-й - победитель. Сначала нужно решить, кто будет определять победителя, - коллектив ДОУ и или компетентное жюри. Для участия в жюри лучше всего пригласить авторитетных членов Попечительского совета и родительского комитета групп, научного руководителя или преподавателя курирующей ДОУ кафедры, учителя школы, депутата, члена районного или городского комитета образования и т. д.
Приведенный алгоритм подготовки конкурса позволяет реализовать следующие задачи:
- повышение качества и открытости системы дошкольного образования;
- внедрение передового опыта в практическую деятельность;
- развитие сотрудничества участников конкурса (детей, родителей, педагогов);
- мотивация коллектива педагогов, родителей на творческий поиск оригинальных идей и формирование опыта.
Важной задачей конкурсного движения следует считать и формирование в общественном сознании, особенно среди родителей, позитивного имиджа ДОУ и педагогов, работающих в нем. В конкурсном движении складывается творческий портрет коллектива ДОУ, конкретного педагога или родителя.
Опыт свидетельствует, что участники конкурсов всегда достойно представляют результаты работы любой возрастной группы детей - от первой младшей до старшей. Материалы участников конкурса - широкая палитра обновления содержания дошкольного образования, улучшения материальной базы, активизация предметной среды. В конкурсном движении рождаются и воплощаются в реальности творческие инициативы всех его участников.
Тематику конкурса, его цели и задачи, сроки и условия проведения определяет положение, которое разрабатывается заранее. Время подготовки к конкурсу составляет от 1 до 2 месяцев. Именно этот период самый значительный, ответственный и важный в деятельности участников. С детьми проводится предварительная работа по тематике конкурса : рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, составление описательных рассказов из личного опыта, рисование, лепка, конструирование и т. д. Одно из условий жизнеспособности такого коллективного мероприятия, как конкурс, - творческий поиск в ходе его подготовки.