МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Создание условий для социального развития детей» с элементами практической работы

Сибейкина Анна Олеговна
Консультация для воспитателей «Создание условий для социального развития детей» с элементами практической работы
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Создание условий для социального развития детей»

элементами практической рабо ты)

Цель: формирование у педагогов представлений о методах и приемах социального развития детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для социального развития детей“ с элементами практической работы» размещена в разделах

Нам всегда надо помнить, что высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития.

Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социальными нормами поведения, учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно, участвовать в образовательном процессе.

Социальная ситуация развития детей в д / саду у нас будет рассматриваться и оцениваться по следующим показателям:

1. организация жизни детей в группе

2. стиль взаимоотношения воспитателя с детьми

3. воспитание у детей соц. качеств и навыков сотрудничества

4. вовлечение родителей в образовательный процесс

5. стиль взаимоотношений с родителями

Организация жизни детей в группе.

Для нормального развития ребенка, спокойного и организованного поведения огромное значение имеет окружающая среда, четко налаженная жизнь детей и режим.

Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов». Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности прогулок, времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.

В д / саду ребенок приобретает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, Возможности обогащения этого опыта зависят от того, какая предметно –развивающая среда создана.

Все объекты предметно - развивающей среды можно разделить на 9 классов:

Вопрос к воспитателям : Какие объекты вы можете выделить?

Подвести итог:

1. Объекты для наблюдения

2. Средства изо деятельности

3. Средства конструирования и моделирования объектов окружающего мира

4. Народные игрушки

5. Спортивные модули и игрушки

6. Сюжетно- ролевые игры

7. Крупные средообразующие модули

8. Дидактические игры

9. Аудио - и видео средства.

Эстетически привлекательное оформление группы способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Приходя в группу, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома.

Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые в д / саду, они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а что нельзя, что можно ждать от других.

Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе если:

- они распространяются на всех детей группы без исключения

- детям понятен их смысл и необходимость

- они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.

Дети различаются по уровню своей готовности соблюдать правила. Одним из самых эффективных способов заинтересовать детей в соблюдении правил является: привлечение самих детей к определению этих правил, их изменению и принятию по мере необходимости.

Соблюдение правил помогает детям регулировать отношения со сверстниками. Возможность общаться с другими детьми – это одно из наибольших преимуществ воспитания ребенка в д / саду. Однако, кроме возможностей, для хороших отношений со сверстниками ребенку необходимо иметь и навыки сотрудничества.

Вопрос к воспитателям : Что вы понимаете под навыками сотрудничества?

Делаю обобщение:

• это умение согласовывать свои действия с другими участниками для достижения цели.

Большая роль в создании психологического комфорта принадлежит воспитателю. Здесь особое значение имеет стиль взаимоотношений с детьми.

Рекомендации для воспитателей.

1. Принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих детей нет. Есть плохие родители и плохие педагоги.

2. В профессиональной деятельности опирайтесь на добровольную помощь детей, включайте их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

3. Будьте затейниками и участниками детских игр и забав.

4. В затруднительных для ребенка ситуациях ориетируйтесь на его возрастные и индивидуальные особенности, будьте всегда вместе с ним, а не делайте вместо него.

5. Привлекайте родителей к образовательному процессу и обращайтесь к ним за поддержкой в случаях нестандартной ситуации.

Создание ситуации выбора.

Педагоги по данному описанию должны определить характер стиля взаимоотношений воспитателей и детей.

Стиль взаимоотношений воспитателей и детей

Отношения ребенка с воспитателем играют важную роль в формировании его личности. В речи вос-ля, примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития.

Так, если вос-ль постоянно злоупотребляет негативными оценками, запретами, наказаниями, это провоцирует у детей агрессивное поведение и активное неприятие каких- либо требований. Данный стиль можно отнести к жестко авторитарному.

Такое же поведение детей провоцирует неорганизованный вос-ль, равнодушный к их проблемам, далекий от их нужд. Это попустительский стиль.

Иногда воспитатель предпочитает добиваться покоя и порядка активным личным участием: убирает игрушки, собирает посуду со столов, одевает детей, даже, если они не просили. Такой стиль называется гиперопекой, т. к. дети не участвуют в поддержании порядка, у них не развиваются навыки самообслуживания.

Демократический стиль – вос-ль с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает инд. подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Рекомендации для воспитателей.

Помните, что:

1. Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным.

2. В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения соц. норм и правил с учетом его состояния, и интересов.

3. Навязывание своих правил и требований против воли детей - это насилие, даже, если ваши намерения благонравны.

4. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у детей.

5. Тихий застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

6. Благополучная соц. ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от физ. и психического насилия – это демагогия и опасная практика

Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.

Соц. развитие – это процесс приспособления ребенка к миру людей, передача ему соц. опыта, который включает в себя:

• культурные навыки

• специфические знания

• знакомство с обычаями, традициями и правилами

- соц. качества, которые позволяют человеку комфортно чувствовать себя среди др. людей.

Показателем соц. развития является социальная компетентность – это сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащих культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм от других.

Один из наиболее значимых навыков, необходимых ребенку для нормального развития – навык сотрудничества.

Сотрудничество – это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели.

Задачи этого направления:

1. воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.

2. помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.

Детское сообщество для ребенка это - прежде всего лаборатория соц. творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношения со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.

В среде сверстников зарождается первая дружба, начальное расположение друг к другу, удовлетворятся потребности в общении и разделении своих эмоциональных переживаний.

Однако нередки случаи, когда дети друг у друга обучаются нежелательным формам поведения, провоцируют нарушение норм, с гордостью демонстрируют свое непослушание.

У дошкольников слабо развито чувство самоконтроля, поэтому на взрослых лежит ответственность за урегулирование конфликтов между детьми.

Важно помнить, что конфликты в этом возрасте – норма, к ним нужно относиться, как к удобной возможности продемонстрировать детям культурные нормы человеческих отношений.

Гасить конфликты силой своего авторитета – недопустимо!

Кроме того, следует помнить, что двухлетние дети в силу своих возрастных особенностей не могут самостоятельно строить свои отношения со сверстниками, а у трехлетних детей отношения со сверстниками складываются удачно только при участии взрослого.

Рекомендации для воспитателей.

В профессиональной деятельности опирайтесь на возрастные нормы поведения детей.

3 года.

• нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам;

• всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых;

• более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые;

• взаимодействие с сверстниками складывается удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны;

• нуждается в оценке своих действий взрослыми;

• может достаточно понятно выражать свои мысли и заявлять о своих потребностях. Но роль жестов в общении еще значительна;

• часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует против подобных предложений;

4 года.

• в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитаются всем другим занятиям;

• нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов

• инициативен, любознателен, с удовольствием и безбоязненно участвуют в поиске выхода из затруднительных положений;

• тяжело и неадекватно переносит отверженность сверстниками;

• может проявлять заботу о младшем или животном;

• может проявлять сострадание и заботу о близких.

5 лет

• соблюдает распорядок дня и с удовольствием его поддерживает,

• разоблачает любое отступление от принятого распорядка в поведении взрослых. Но с удовольствием выслушивает объяснения и допускает внесение изменений, если его привлекают к обсуждению;

• с удовольствием ябедничают;

• интересуются оценкой своего труда со стороны сверстников и взрослых;

• удерживает принятую на себя роль до окончания игры;

• проявляет сострадание и заботу о близких.

6 лет.

• испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры;

• предпочитает постоянных партнеров для совместных игр, предпочтения могут перейти в дружбу;

• активно интересуется отношением к себе окружающих, может солгать;

• с большим удовольствием ябедничает;

• непоседлив, но может подчинить свою активность не очень отдаленным целям;

• может занять младшего интересным для него занятиям.

Объединение воспитателей в группы для самостоятельной работы.

Примерные вопросы для самостоятельной работы.

1. Перечислите наиболее вероятные особенности организации жизни ребенка в группе детского сада, которые влекут за собой такое поведение:

а) Ребенок регулярно плачет, когда мама оставляет его в группе сада (ребенку 2 года)

б) Ребенок возвращается из сада иногда слишком вялый, но чаще возбужденный и расторможенный.

(ребенку 4 года).

в) Мама стала замечать, что на прогулке во дворе ее ребенок пассивен и не популярен среди сверстников. Хотя дома он с удовольствием общается с взрослыми и помогает по хозяйству.

(ребенку 6 лет)

2. Перечислите основные стили взаимоотношений воспитателя с детьми и дайте им характеристику.

3. Какие формы поведения могут вызвать у ребенка агрессивное поведение? Как называется такой стиль?

4. Охарактеризуйте личностно – ориентированное общение между воспитателем и детьми по следующему плану:

• цели и задачи

• способы общения

• позиция взрослого – взгляд на ребенка

Дайте определение социальному развитию и социальной компетенции.

5. Что такое сотрудничество? Как этот навык проявляется в разном дошкольном возрасте?

6. Назовите приоритетные задачи социального развития для разных возрастов воспитанников.

7. В каком направлении социального развития ребенок имеет особенности в развитии, если он:

-не умеет пользоваться вилкой - ребенку 3 года.

-не умеет составить рассказ по картинке - ребенку 4 года.

-играет только в одиночные игры. Друзей нет - ребенку 6 лет.

8. Опишите культурную форму поведения ребенка в ситуации:

- ребенок попросил игрушку у соседа, тот отказал;

(ребенку 3 года)

- во время обеда оказалось, что за столом не хватает одного стула. Около свободного последнего стула столкнулись двое – девочка и мальчик.

(Возраст 4 года)

-ребенок захотел в туалет на прогулке.

(возраст 6 лет).

9. Какие факторы влияют на отношение ребенка к детскому саду?

10. Что такое предметно – развивающая среда и как она отражается на развитии игровой деятельности ребенка и его социальном развитии?

11. Какой показатель социального развития ребенка страдает больше других:

-если в группе бедная предметно – развивающая среда и стесненное пространство для игр;

-в распорядке дня время для организованных занятий превышает норму.

Подведение итогов практической работы педагогов при проведении консультации.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Создание условий для социального развития детей» с элементами практической работы
Опубликовано: 29 декабря 2021 в 08:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Создание условий для социального развития детей» с элементами практической работы» (включая файлы) размещена пользователем Сибейкина Анна Олеговна (УИ 1760397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД