Сибейкина Анна Олеговна
Консультация для воспитателей «Создание условий для социального развития детей» с элементами практической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Создание условий для социального развития детей»
(с элементами практической рабо ты)
Цель: формирование у педагогов представлений о методах и приемах социального развития детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для социального развития детей“ с элементами практической работы» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нам всегда надо помнить, что высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития.
Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социальными нормами поведения, учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно, участвовать в образовательном процессе.
Социальная ситуация развития детей в д / саду у нас будет рассматриваться и оцениваться по следующим показателям:
1. организация жизни детей в группе
2. стиль взаимоотношения воспитателя с детьми
3. воспитание у детей соц. качеств и навыков сотрудничества
4. вовлечение родителей в образовательный процесс
5. стиль взаимоотношений с родителями
Организация жизни детей в группе.
Для нормального развития ребенка, спокойного и организованного поведения огромное значение имеет окружающая среда, четко налаженная жизнь детей и режим.
Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов». Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности прогулок, времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.
В д / саду ребенок приобретает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, Возможности обогащения этого опыта зависят от того, какая предметно –развивающая среда создана.
Все объекты предметно - развивающей среды можно разделить на 9 классов:
Вопрос к воспитателям : Какие объекты вы можете выделить?
Подвести итог:
1. Объекты для наблюдения
2. Средства изо деятельности
3. Средства конструирования и моделирования объектов окружающего мира
4. Народные игрушки
5. Спортивные модули и игрушки
6. Сюжетно- ролевые игры
7. Крупные средообразующие модули
8. Дидактические игры
9. Аудио - и видео средства.
Эстетически привлекательное оформление группы способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Приходя в группу, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома.
Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые в д / саду, они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а что нельзя, что можно ждать от других.
Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе если:
- они распространяются на всех детей группы без исключения
- детям понятен их смысл и необходимость
- они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.
Дети различаются по уровню своей готовности соблюдать правила. Одним из самых эффективных способов заинтересовать детей в соблюдении правил является: привлечение самих детей к определению этих правил, их изменению и принятию по мере необходимости.
Соблюдение правил помогает детям регулировать отношения со сверстниками. Возможность общаться с другими детьми – это одно из наибольших преимуществ воспитания ребенка в д / саду. Однако, кроме возможностей, для хороших отношений со сверстниками ребенку необходимо иметь и навыки сотрудничества.
Вопрос к воспитателям : Что вы понимаете под навыками сотрудничества?
Делаю обобщение:
• это умение согласовывать свои действия с другими участниками для достижения цели.
Большая роль в создании психологического комфорта принадлежит воспитателю. Здесь особое значение имеет стиль взаимоотношений с детьми.
Рекомендации для воспитателей.
1. Принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих детей нет. Есть плохие родители и плохие педагоги.
2. В профессиональной деятельности опирайтесь на добровольную помощь детей, включайте их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
3. Будьте затейниками и участниками детских игр и забав.
4. В затруднительных для ребенка ситуациях ориетируйтесь на его возрастные и индивидуальные особенности, будьте всегда вместе с ним, а не делайте вместо него.
5. Привлекайте родителей к образовательному процессу и обращайтесь к ним за поддержкой в случаях нестандартной ситуации.
Создание ситуации выбора.
Педагоги по данному описанию должны определить характер стиля взаимоотношений воспитателей и детей.
Стиль взаимоотношений воспитателей и детей
Отношения ребенка с воспитателем играют важную роль в формировании его личности. В речи вос-ля, примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития.
Так, если вос-ль постоянно злоупотребляет негативными оценками, запретами, наказаниями, это провоцирует у детей агрессивное поведение и активное неприятие каких- либо требований. Данный стиль можно отнести к жестко авторитарному.
Такое же поведение детей провоцирует неорганизованный вос-ль, равнодушный к их проблемам, далекий от их нужд. Это попустительский стиль.
Иногда воспитатель предпочитает добиваться покоя и порядка активным личным участием: убирает игрушки, собирает посуду со столов, одевает детей, даже, если они не просили. Такой стиль называется гиперопекой, т. к. дети не участвуют в поддержании порядка, у них не развиваются навыки самообслуживания.
Демократический стиль – вос-ль с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает инд. подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.
Рекомендации для воспитателей.
Помните, что:
1. Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным.
2. В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения соц. норм и правил с учетом его состояния, и интересов.
3. Навязывание своих правил и требований против воли детей - это насилие, даже, если ваши намерения благонравны.
4. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у детей.
5. Тихий застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
6. Благополучная соц. ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от физ. и психического насилия – это демагогия и опасная практика
Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.
Соц. развитие – это процесс приспособления ребенка к миру людей, передача ему соц. опыта, который включает в себя:
• культурные навыки
• специфические знания
• знакомство с обычаями, традициями и правилами
- соц. качества, которые позволяют человеку комфортно чувствовать себя среди др. людей.
Показателем соц. развития является социальная компетентность – это сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащих культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм от других.
Один из наиболее значимых навыков, необходимых ребенку для нормального развития – навык сотрудничества.
Сотрудничество – это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели.
Задачи этого направления:
1. воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.
2. помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.
Детское сообщество для ребенка это - прежде всего лаборатория соц. творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношения со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.
В среде сверстников зарождается первая дружба, начальное расположение друг к другу, удовлетворятся потребности в общении и разделении своих эмоциональных переживаний.
Однако нередки случаи, когда дети друг у друга обучаются нежелательным формам поведения, провоцируют нарушение норм, с гордостью демонстрируют свое непослушание.
У дошкольников слабо развито чувство самоконтроля, поэтому на взрослых лежит ответственность за урегулирование конфликтов между детьми.
Важно помнить, что конфликты в этом возрасте – норма, к ним нужно относиться, как к удобной возможности продемонстрировать детям культурные нормы человеческих отношений.
Гасить конфликты силой своего авторитета – недопустимо!
Кроме того, следует помнить, что двухлетние дети в силу своих возрастных особенностей не могут самостоятельно строить свои отношения со сверстниками, а у трехлетних детей отношения со сверстниками складываются удачно только при участии взрослого.
Рекомендации для воспитателей.
В профессиональной деятельности опирайтесь на возрастные нормы поведения детей.
3 года.
• нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам;
• всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых;
• более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые;
• взаимодействие с сверстниками складывается удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны;
• нуждается в оценке своих действий взрослыми;
• может достаточно понятно выражать свои мысли и заявлять о своих потребностях. Но роль жестов в общении еще значительна;
• часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует против подобных предложений;
4 года.
• в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитаются всем другим занятиям;
• нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов
• инициативен, любознателен, с удовольствием и безбоязненно участвуют в поиске выхода из затруднительных положений;
• тяжело и неадекватно переносит отверженность сверстниками;
• может проявлять заботу о младшем или животном;
• может проявлять сострадание и заботу о близких.
5 лет
• соблюдает распорядок дня и с удовольствием его поддерживает,
• разоблачает любое отступление от принятого распорядка в поведении взрослых. Но с удовольствием выслушивает объяснения и допускает внесение изменений, если его привлекают к обсуждению;
• с удовольствием ябедничают;
• интересуются оценкой своего труда со стороны сверстников и взрослых;
• удерживает принятую на себя роль до окончания игры;
• проявляет сострадание и заботу о близких.
6 лет.
• испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры;
• предпочитает постоянных партнеров для совместных игр, предпочтения могут перейти в дружбу;
• активно интересуется отношением к себе окружающих, может солгать;
• с большим удовольствием ябедничает;
• непоседлив, но может подчинить свою активность не очень отдаленным целям;
• может занять младшего интересным для него занятиям.
Объединение воспитателей в группы для самостоятельной работы.
Примерные вопросы для самостоятельной работы.
1. Перечислите наиболее вероятные особенности организации жизни ребенка в группе детского сада, которые влекут за собой такое поведение:
а) Ребенок регулярно плачет, когда мама оставляет его в группе сада (ребенку 2 года)
б) Ребенок возвращается из сада иногда слишком вялый, но чаще возбужденный и расторможенный.
(ребенку 4 года).
в) Мама стала замечать, что на прогулке во дворе ее ребенок пассивен и не популярен среди сверстников. Хотя дома он с удовольствием общается с взрослыми и помогает по хозяйству.
(ребенку 6 лет)
2. Перечислите основные стили взаимоотношений воспитателя с детьми и дайте им характеристику.
3. Какие формы поведения могут вызвать у ребенка агрессивное поведение? Как называется такой стиль?
4. Охарактеризуйте личностно – ориентированное общение между воспитателем и детьми по следующему плану:
• цели и задачи
• способы общения
• позиция взрослого – взгляд на ребенка
Дайте определение социальному развитию и социальной компетенции.
5. Что такое сотрудничество? Как этот навык проявляется в разном дошкольном возрасте?
6. Назовите приоритетные задачи социального развития для разных возрастов воспитанников.
7. В каком направлении социального развития ребенок имеет особенности в развитии, если он:
-не умеет пользоваться вилкой - ребенку 3 года.
-не умеет составить рассказ по картинке - ребенку 4 года.
-играет только в одиночные игры. Друзей нет - ребенку 6 лет.
8. Опишите культурную форму поведения ребенка в ситуации:
- ребенок попросил игрушку у соседа, тот отказал;
(ребенку 3 года)
- во время обеда оказалось, что за столом не хватает одного стула. Около свободного последнего стула столкнулись двое – девочка и мальчик.
(Возраст 4 года)
-ребенок захотел в туалет на прогулке.
(возраст 6 лет).
9. Какие факторы влияют на отношение ребенка к детскому саду?
10. Что такое предметно – развивающая среда и как она отражается на развитии игровой деятельности ребенка и его социальном развитии?
11. Какой показатель социального развития ребенка страдает больше других:
-если в группе бедная предметно – развивающая среда и стесненное пространство для игр;
-в распорядке дня время для организованных занятий превышает норму.
Подведение итогов практической работы педагогов при проведении консультации.