Ольга Иванцова
Консультация для воспитателей «Создание условий для художественно-эстетического развития детей в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для художественно-эстетического развития детей в группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Современное оформление уголка изобразительного искусства в детском саду может состоять из оформления выставки детских рисунков в раздевалке и уголка с материалами, наглядными пособиями, красочными рисунками и тематическими атрибутами непосредственно в группе.
Самое главное, чтобы уголок изо-деятельности был размещен в удобном, доступном для детей месте. Важно, чтобы дети имели свободный доступ к художественным, творческим материалам.
Обязательное условие - высокая культура оформления и эстетичность, а также гибкое и расширенное использование организованного пространства уголка. С целью знакомства родителей с творчеством своих малышей выставки детских работ следует оформлять в раздевалке. Варианты оформления могут быть самыми разнообразными.
ИЗО уголки в детском саду помогают создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Ребята получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной, творческой деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов, цветов, соотнесении понятий «предмет-цвет» и т. д.
Рекомендуется, что бы в уголке располагался столик с крышкой или мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, в общем, все, что будет способствовать художественному развитию ребенка. Материалы, по возможности, лучше разместить в шкафу или специальной тумбочке.
В уголке также для наглядности следует поместить репродукции, картины, портреты художников, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома). Там же необходимо расположить различные дидактические игры для знакомства деток с различными направлениями и жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками.
Воспитателю необходимо познакомить детей с уголком изобразительного искусства:
Рассказать о его устройстве и непосредственном назначении;
Приучить детей рассматривать картинки, творческие материалы и прочие атрибуты только там;
Сообщить детям правила, которые нужно соблюдать, относительно изо-уголка:
- брать альбомы, репродукции, портреты только чистыми руками;
- перелистывать осторожно;
- не рвать, не мять, не использовать для игр;
- после того как посмотрел, всегда класть книгу, картину на место.
Прежде, чем приступать к оформлению, продумайте, что и где вы поместите, без какой составляющей вам не обойтись. Итак, основными и важными условиями оформления изо-уголков для всех групп детского сада являются:
Оптимальное расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность, безопасность;
Использование ноток «детской руки» в оформлении;
Наличие произведений искусства, соблюдение возрастных требований;
Наличие изобразительного материала: разнообразие, возрастные требования, доступность;
Наличие оборудования для рисования, лепки, аппликации;
Использование различных техник изобразительного творчества, композиций;
Присутствие народно-прикладного искусства;
Демонстрация различных жанров живописи, образцов из глины; предметов художественного ручного труда;
Материалы и инструменты уголка изо деятельности согласно возрастным особенностям дошкольника:
Младшая группа
Карандаши цветные в отдельных подставках, коробках
Листы белой и цветной бумаги (размер, примерно 21х15 см)
Кисточки, гуашь, банки для воды
Клей, формы, оставшиеся после занятия аппликацией (в расчете, примерно, на 4-5 детей)
Пластилин в виде шариков, доски
Предмет, который сейчас изучается на занятиях по изобразительной деятельности, его графическое изображение
Дидактические игры по изобразительной деятельности (в уголке - 2-3)
Средняя группа
То же, что и в младшей группе, только карандашей желательно 12 цветов
Образцы прикладного искусства – дымковская игрушка, филимоновская, богородская, керамическая посуда (выставляется в уголке в соответствии с планом; можно сделать альбомы)
Шаблоны (дымковская игрушка и т. д.)
Дидактические игры (2-3, в соответствии с планом; желательно иметь игры по всем темам)
Старшая и подготовительная к школе группы
Образцы народных промыслов, альбомы с образцами – жостово, хохлома, городец. Гжельская посуда, каргопольская, дымковская, богородская игрушка. Вологодские кружева, керамика, павло-посадские платки и т. д. (выставляется не все сразу, а соответственно плану работы). Дидактические игры по изобразительной деятельности
Предмет, который сейчас изучается на занятиях по изобразительной деятельности или тема (иллюстрация, его графическое изображение
Все для лепки, аппликации, рисования в расчете на 5-6 детей : бумага, картон разных тонов, кисточки, гуашь, акварель, банки для воды, клей, цветная бумага, пластилин, доски, стеки
Шаблоны из твердого картона (силуэты изделий, которые дети расписывают). Репродукции картин русских художников
Оформление уголка может быть разным у каждого воспитателя. Главное – индивидуальный подход, наглядность, соответствие возрастной норме. Остальное - зависит от творческих способностей и фантазии педагога дошкольного образования.
Хочется остановиться на таком вопросе, как выставка детского творчества. Детские работы имеют одну особенность, которая заключается в том, что детские рисунки дополняют друг друга. Воспитатель может расположить работы так, чтобы чередовался фон, чтобы цветовые пятна распределялись по всей выставке равномерно или, наоборот, контрастно.
Родители оценят выставку и будут вам благодарны, они увидят детские работы даже в том случае, если у них заняты руки или они очень спешат. Ни один ребенок не позволит папе или маме уйти и не поднять глаза на детские работы. Каждая выставка должна иметь название, здесь придется потрудиться маркерами, фломастерами или плакатными перьями, например, «Наши мамы», «Жостовский поднос», «Цирк», «Любимые игрушки», «Моя семья» и т. п.
Организовывая детскую выставку, вы уже не просто воспитатель, а арт-директор, художественный руководитель и воплотитель проекта.
Выставка детского творчества должна быть мобильной, легкой в использовании, эстетичной.