Нина Гринькина
Игра как средство развития нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос нравственного воспитания детей дошкольного возраста остается актуальным на сегодняшний день. В наше время мы всерьез задумываемся о том, какими врастут наши дети. Не получим ли мы в их лице поколение, не имеющее нравственных ценностей? Что делать нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
Мы видим выход в том, чтобы с раннего возраста прививать воспитанникам такие качества, как доброта. Взаимопонимание, гуманное отношение к человеку, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которых не хватает многим взрослым людям. Вопрос в том, как, какими средствами воспитывать малышей, чтобы вырастить культурных людей. Учитывая особенности развития дошкольников, мы пришли к выводу, что обучение нравственному поведению детей необходимо проводить посредством игровой деятельности. Ведь игра занимает важное место в их жизни.
Публикация «Игра как средство развития нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах
Свою работу я начала с диагностического обследования взаимоотношений между воспитанниками группы. Проанализировав результаты обследования. Были выявлены следующие проблемы: дети не умеют самостоятельно разрешать конфликты; не умеют уступать друг другу; многие дети не умеют здороваться, прощаться; не используют в речи вежливые слова; не умеют соблюдать правила культуры поведения (кричат, перебивают друг друга)
Для решения этих проблем была поставлена цель: сформировать у воспитанника представления о нравственных качествах посредством игры.
Для работы по данному направлению в первую очередь необходимо создать условия. Прежде всего, это создание окружающей среды. Была собрана детская художественная литература по теме, отобраны дидактический материал и пособия для формирования нравственного поведения : иллюстрации С. Буре; дидактические игры, словесные; сюжетные картинки. Особый интерес вызывает у детей демонстрационный материал: «Уроки доброты», «Уроки Ушинског». На обороте каждой картинки можно найти не только этические беседы, но и творческие задания, игры-миниатюры и упражнения на релаксацию.
Для закрепления навыков приветствия используем уголок «Хорошего настроения на весь день». Для поссорившихся детей родители смастерили скамеечку под названием «Давай помиримся». Утро в нашей группе начинается с игры – приветствия «Подари улыбку». Дети становятся в круг, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему самую добрую улыбку. Для того чтобы «зарядить» ребенка чувством радости перед занятием используем этюды по психогимнастике М. И. Чистяковой, во время которых дети делятся друг с другом добрыми словами, учатся общаться. Например, «Вежливый ребенок», «Кто за кем».
На занятиях в совместной деятельности широко используем дидактические игры, игры на сплочение. Например, такие игры как «Этикет», «Оцени поступок», «Что такое хорошо и что такое плохо». Игры на сплочение, как «Паутина», «Зеркало» развивают сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
Не за бываем и о чтении и драматизации сказок: «Маша-растеряша», «Олюшка-заботушка», которые побуждают детей следить за своим внешним видом. А чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди» помогают воспитывать в детях доброту души, справедливость, честность.
Подготовили подборку чувашских хороводных игр, которые развивают не только силу и ловкость, но и вызывают желание играть вместе, учат взаимовыручке. Чувашские народные игры очень разнообразны, что позволяет использовать их во всех видах деятельности.
В самостоятельной деятельности детей в основном используется сюжетно-ролевая игра, где осуществляется моделирование реальных жизненных ситуаций. Это игра в больницу, в магазин, в семью.
В индивидуальной работе также используем игру. В основном это словесные и дидактические игры. С агрессивными детьми чаще принимаются такие игры, как «Наши хорошие поступки», «В гостях у матрешки», «Моя игрушка рассказывает обо мне». В работе с детьми с жестоким поведением используем этюды Чистяковой «Сердитый дедушка», «Король Боровик не в духе». Этюды на выражение вины и стыда «Ваське стыдно».
Всю работу по нравственному воспитанию детей проводим в тесном контакте с родителями. Стараемся донести до них такую мысль: «Игра- вещь полезная, игра со взрослыми- вещь очень полезная, игра с родителями- вещь особенно полезная!» С целью научить родителей играть со своими детьми дома проводим консультации : «Как играть с детьми 3-6 лет», «Вечерние игры», «Игрушки прошлого века». Наибольшим интересом среди родителей пользуется информационные стенды: «Во что играли наши бабушки», «Игры на кухне».
Педагог, использующий в своей работе игру, без сомнения добьется высоких результатов в формировании нравственного здоровья воспитанников.