Елена Мытарева
Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликты между людьми возникли с появлением первого общения между ними. Каждый человек это самостоятельная личность со своей позицией и взглядами, не каждый из нас готов принять точку зрения собеседника, в готовности отстаивать свои убеждения порой переходят некоторые границы, в результате возникают конфликты. В бытовой ситуации конфликт разрешается в зависимости от уровня воспитания и культуры вступивших в спор людей. Технологии решения различных конфликтных ситуаций сегодня известны лишь специалистам [4, 6].
Публикация «Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Педагог (воспитатель) работающий в дошкольном учреждении как никто другой должен владеть понятием конфликта, знать его типологии и виды, быть компетентным в его разрешении. Прежде всего, необходимо выяснить какие и с кем могут возникнуть конфликты в детском дошкольном учреждении. По мнению исследователей наиболее распространенные участники конфликта в данном учреждении это родители, дети находящиеся посещающие детский сад и непосредственно сами педагоги. Исходя из перечня выше перечисленных участников, мы получаем пять видов конфликта :
1. Воспитатель – родитель, возникает чаще всего по причине не согласия родителей с методами воспитания их «чада», как следствие возникающие сомнения у родителя в компетентности воспитателя.
2. Воспитатель – ребенок, возникает по ряду причин: ребенок отказывается выполнять действия указанные воспитателем, желание возникающее у ребенка обладать чужой вещью.
3. Воспитатель – воспитатель, несогласие одного воспитателя с методами воспитания другого.
4. Родитель – ребенок, отказ ребенка выполнять действия указанные одним из родителей.
5. Ребенок – ребенок, чаще всего возникают из-за обоюдного желания владеть одной игрушкой.
Для того чтобы подобрать способ разрешения конфликта необходимо правильно проанализировать конфликтную ситуацию, знать ее особенности.
Все конфликты имеет свою продолжительность и всегда их протекание подчинено определенной логике[3]. Воспитателю необходимо знать, что в ходе взаимодействия участников конфликта выделяются следующие стадии:
- завязка или нарастание;
- открытое противоборство, называемое инцидентом;
- тот или иной исход, ведущий к завершению конфликта или переходу его на другой уровень (затухание).
В ходе протекания конфликтной ситуации Воспитатель – родитель или воспитатель – воспитатель, необходимо выяснить отношение самих сторон к сложившейся ситуации. В этих целях используется метод "активного слушания" или беседы с конфликтующими сторонами, а также с теми людьми, которые были свидетелями инцидента. Иногда при разборе конфликта трудно определить его объект, так как далеко не всегда его причины лежат на поверхности. Выяснить у сторон, осуществляли ли они попытки самостоятельного решения проблемы. При этом надо заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны гибкие методы.
Наиболее приемлемое решение конфликта это постараться привести конфликтующих к общей цели, доказать выгодность принятого решения пойти друг другу на уступки, проведя в слух анализ причины возникновения конфликта показать несерьезность причины возникновения сложившейся ситуации [3].
Постараться развести конфликтующих в разные стороны, задав им важный требующий безотлагательного решения вопрос. Необходимо не забывать что главное условие решение конфликта это общение.
Конфликт ребенок – ребенок обычно разрешается сам собой, и поэтому к нему надо относиться как к естественным явлениям в детском саду. этап Педагогу без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача педагога состоит в том, чтобы привить детям правила общения в социуме, научить ребенка выслушать мнение другого ребенка, учесть при принятии решений пожелания товарища. Более слабый ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям педагога или более сильного ребенка.
Нужно предложить детям самим обдумать выход из сложившегося положения.
В разрешении детских конфликтов педагог (воспитатель) должен обеспечить нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении разного рода конфликтов, воспитатель должен знать следующие принципы:
1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
2. Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении
3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки
4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному
5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл
6. Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить [1].
Отсутствие конфликтов в детском саду – явление практически фантастическое. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в отношениях как между самими детьми так и взрослыми участниками конфликта, деструктивное – множит обиды и злобу. От того чем закончится конфликт напрямую зависит от умения и практических знаний педагога найти выход из конфликтной ситуации.
Список литературы
1. Баныкина С. В. «Конфликтологическая компетентность педагога», Астрахань. 1999.
2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. 1999.
3. Данакин Н. С., Сперанский В. И., Дятченко Н. Я. «Конфликты и технологии их предупреждения». Белгород. 1994.
4. Дмитриев А. В. «Конфликтология», учебное пособие для студентов вузов, М. 2003.
5. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций М. : Ассоциация авторов и издателей "Тандем", 2000.
6. Степанова Е. И. «Конфликты в современной России». М. 2000.