Екатерина Смирнова
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Одна из центральных задач педагогики раннего детства- изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль фольклора в развитии речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.
Поэзия повествования, материнская поэзия, открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, успокоить младенца. Когда ребёнок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками – пестушками. Их назначение – вызвать у ребёнка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки – стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черёд прибауток – песенок, стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке. Он скучает по дому, по маме. Ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Мы выразительно рассказываем потешку, которая помогает установить контакт с ребёнком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержания. Желательно в адаптационный период использовать такие потешки как:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
или:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий!
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесённые на распев, ласково, не громко успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываюся от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка – муравка, со сна поднялась,
Птица – синица за зёрна взялась,
Зайка за капустку, мышка за корку,
Детки – за молоко.
При подготовке детей ясельных групп ко сну мы можем использовать такие потешки:
Вот и люди спят, вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке.
Детки все по люлечкам.
Спят – поспят, всему миру спать велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки, этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт, наденем калошики:
Этот с правой ножки, этот с левой ножки.
Вот так хорошо!
Во время умывания:
Водичка – водичка, умой Тане личико!
Чтобы щёчки алели, чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто – то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «не плач, не плач, куплю калач».
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и птиц, конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Что так рано встаёшь, деткам спать не даёшь?
Наши уточки с утра: кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда: га – га, га – га, га – га!
Наши курочки в окно: ко – ко, ко – ко, ко – ко.
На дубочке, тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые, у них перья золотые.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Помогает при чтении потешек и наглядный материал: книги – игрушки, книги – раскладушки, книжки – малышки, плоскостные фигурки, пальчиковый и кукольный театр. Всё это сразу привлекает детей и помогает им закрепить простейшие речевые навыки и знания.
В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроение, чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют
познавательное и умственное развитие, способствуют с ознакомлением с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость, формируется гуманное отношение к миру.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста. Поможет ваша улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки. Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуете малыша, увлечёте ребёнка своими действиями.
Итак, ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растёт, заложить предпосылки высоких человеческих начал.