Дыдыкина Римма
Консультация для начинающих воспитателей «Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для начинающих воспитателей
«Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка в ДОУ».
Публикация «Консультация для начинающих воспитателей „Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Огромную роль в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста играет деятельность в детском саду музыкального руководителя. Зачастую, особенно в ситуации работы с молодыми специалистами, возникает проблема распределения обязанностей музработника и воспитателя. С этой целью была подготовлена консультация «Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка в ДОУ».
Основная форма работы с детьми по музыкальному воспитанию – это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее развитие детей, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
На НООД по музыкальному воспитанию дети :
-знакомятся с музыкальными произведениями,
- овладевают умениями и навыками в пении, в ритмических движениях, танцах;
- овладевают элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах;
- у детей развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма, формируется выразительность движений, элементарные способности в драматизации, создания образов.
- воспитывается интерес к музыке, культура восприятия музыки, желание заниматься различными видами музыкальной деятельности, умение слаженно действовать в коллективе, решаются и многие другие задачи воспитания, в зависимости от репертуара, вида деятельности.
Проведение музыкальных занятий - общая задача музыкального руководителя и воспитателей группы.
В чем заключается роль воспитателя?
1. В подготовке воспитанников к занятию. У детей необходимо создать настрой на музыкальное занятие. Приглашая детей на музыкальные занятия, обратить внимание на их внешний вид, дети должны быть подтянутыми и опрятными, в удобной обуви (чешках). Девочки должны быть одеты в юбочки (сарафаны, платьица). Мальчики в облегченной одежде, шортах, носочках. В чешках либо балетках и эстетичной, удобной для движения одежде должен быть и сам воспитатель.
2. Необходимо эмоционально подготовить детей к встрече с музыкой, организовать детей, собрать их внимание, настроить на учебный процесс.
3. На самом музыкальном занятии : воспитатель принимает активное участие, а не является наблюдателем со стороны. Чтобы воспитатель ориентировался в целях и задачах, поставленных на музыкальном занятии, музыкальный руководитель заранее, во время тихого часа, проводит консультации, практические занятия с воспитателями, где знакомит их со своим планом работы, с материалом, который дается детям: новая песня, новая пляска, музыкальная игра, упражнение, музыкально-ритмические движения; обращает внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок, систематически обучает воспитателей, совершенствуя их навыки в области пения и движения.
4. В каждой группе воспитатели ведут специальную тетрадь, где записывают музыкальный репертуар, рисунок танцев, распределение ролей на утренниках и др. информацию. Целесообразно иметь цифровой накопитель (флэшку) для записи фонограмм, видеороликов и др. информации.
В первой младшей группе позиция воспитателя : взрослый показывает, дети подражают, повторяют. Воспитатели весь репертуар выполняют вместе с детьми: пение, музыкально-ритмические движения, танцы должны быть четко заучены воспитателем, эмоционально выразительны, доступны по восприятию малышам.
Очень важно, чтобы дети почувствовали сопереживание с ними взрослых от встречи с песней, с музыкой. Воспитателю нужно стремиться, чтобы каждый ребенок видел, чувствовал его отношение к музыке, его интерес, симпатию к музыкальным образом.
В формировании певческих проявлений у маленького ребенка главным является подражание пению взрослого. Педагог поет спокойным негромким голосом. Теплота, задушевность голоса вызывает у малышей эмоциональный отклик. Подражая педагогу, дети начинают подпевать сами. Сначала дети подпевают отдельные слова, окончания фраз, затем целые фразы.
В обучении музыкально-ритмическим движениям используются совместные действия воспитателя и ребенка.
Воспитатель участвует во всех видах движения, активизируя тем самым малышей. Взрослый одобряет действия малышей, помогает тем, у кого что-то не получается. При использовании игрового приема воспитатель берет на себя основную роль, действует игрушкой, привлекая внимание детей. В работе с детьми младшего возраста педагогу нужно проявлять особую доброту, терпение, доброжелательность, поскольку ребенок медленно усваивает задание. Важно, чтобы музыкальное занятие проходило весело, эмоционально.
Во второй младшей группе в приобщении детей к пению учим детей петь естественным голосом, но также основным приемом является показ педагогом исполнения песни. Дети поют вместе с воспитателем, который своим голосом не заглушает детского пения: сначала с музыкальным сопровождением, затем без него. На последующем этапе разучивания педагог проигрывает вступление, а дети вместе с воспитателем исполняют песню под музыку. Такое разучивание способствует быстрому усвоению произведения, подводит ребенка к выразительному пению. Педагоги (музыкальный руководитель, воспитатель) должны хорошо артикулировать, выразительно пропевать долгие звуки, уметь правильно брать дыхание между фразами.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в этой группе в основном строится на показе воспитателя, сопровождаемом объяснением на выполнении детьми движении вместе со взрослыми. Игры с пением проводятся под пение взрослого (в первое время, а ребенок выполняет только движение за воспитателем, подражая ему. При разучивании хоровода воспитатель ходит с детьми по кругу, учит их ориентироваться в пространстве. Такое участие помогает детям быстрее усвоить движения, правильно и выразительно их исполнять.
Средняя группа. Дети самостоятельно могут следовать указаниям педагога, определяют характер музыки, умеют отвечать на вопросы. Очень важно воспитывать умение дослушивать музыку до конца, не прерывая ее исполнение вопросами. По-прежнему очень важен образец правильного звучания и выразительного исполнения песни. При разучивания песен воспитатель поет вместе с детьми, поэтому должен стараться чисто интонировать, выразительно исполнять. В играх с пением дети должны самостоятельно придумывать выразительные движения, по-своему, по-новому передавая характерные черты персонажам. Это послужит началом для развития творческих способностей детей. Игры с пением и хороводом следует проводить после того, как песня будет хорошо освоена детьми, поскольку в сочетании с движениями качество пения заметно снижается.
Старшая, подготовительная группы. Роль воспитателя немного иная. Воспитатель помогает в разучивании песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто, он может спеть новую песню с фортепианным сопровождением. В работе над разучиванием музыкально-ритмических движений, игр, воспитатель действует по мере необходимости, показывая какое-либо движения, напоминая то или иное построение, или давая детям отдельные указание в пляске, игре. В ходе занятия воспитатель отмечает для себя, с кем из детей нужно поработать в свободное время индивидуально.
Активность воспитателя зависит от трех факторов:
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, танцует и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального занятия : самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3. От программного материала - новый материал или уже изученный.
Таким образом, воспитатель должен не просто присутствовать на занятии, а оказывать непосредственную помощь музыкальному руководителю в организации и проведении образовательного процесса, является примером для детей, до средней группы включительно исполняет все действия вместе с детьми, в старшей и подготовительной активно помогает музыкальному руководителю, показывая движения, образцы пения, игры.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель не принимает участие в занятии.
2. Воспитатель перебивает исполнение, дает свои указания к исполнению;
3. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала);
4. Делает в присутствии детей замечания музыкальному руководителю.
Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или отсутствие музыкального слуха совершенно неубедительны.
Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только продуманная совместная деятельность педагогов, творческий подход к данному вопросу поможет решить задачи музыкального развития детей.
Что входит в задачи работы воспитателя вне музыкальных занятий.
1. При разучивании новой песни воспитатель переписывает слова, сам учит их, записывает фонограмму песни (плюс или минус);
2. С детьми закрепляет пение в группе. Недопустимо учить слова песни как стихотворение. Дети должны выразительно, эмоционально петь, опираясь на образец пения педагога.
3. Портреты композиторов, чьи произведения слушаются на музыкальных занятиях, помещаются в группе в музыкально-театральном уголке. Воспитатель рассказывает о композиторе, предлагает послушать его произведения из репертуара, рекомендованного программой. Проводит беседы с детьми, помогающими понять образы музыки, эмоциональный настрой;
4. Музыкальные произведения используются в качестве фоновой музыки на других занятиях : в ходе рисования, развития речи, чтения литературы, в режимных моментах. Воспитатель обращается к опыту детей, предлагает вспомнить произведение, его название, автора.
5. Музыкально-дидактические игры, с которыми детей знакомит музыкальный руководитель. так же могут быть закреплены в совместной деятельности воспитателя и детей, в самостоятельной игровой деятельности.
6. Танцы, которые музыкальный руководитель разучивает на занятии, закрепляются воспитателем в группе. Так же музыкальный руководитель индивидуально или подгруппой приглашает воспитанников на дополнительные занятия по разучиванию движений. Воспитатель закрепляет музыкально-ритмические движения, элементы танцев в ходе утренней гимнастики, динамических пауз, бодрящей гимнастики после дневного сна. Особое внимание уделяет детям, пропустившим музыкальные занятия, тем воспитанникам, которые плохо усваивают материал. С этой целью планируется и проводится индивидуальная работа в течение дня.
7. Подвижные игры не разучиваются на музыкальном занятии. Воспитатель должен заранее познакомить с игрой детей, объяснить правила игры. В ходе музыкального занятия – задача работать над выразительностью образов в играх, пластикой и красотой движений. На музыкальном занятии игра приобретает новый, яркий колорит, так как проводится под музыку. В младших группах воспитатель играет вместе с детьми, в старших помогает в организации игры, способствует вхождению детей в игровой образ.
8. По мере знакомства с новым музыкальным инструментом, он вносится в музыкальный уголок. Воспитатель закрепляет представления детей об этом инструменте, по возможности закрепляет навыки игры на нем. Воспитатель должен уметь играть на всех детских музыкальных инструментах, правильно показать детям способы игры на каждом инструменте (трещотка, ложки, погремушки, кастаньеты, бубен, маракасы, колокольчики, металлофон, треугольник и др.).
9. Воспитатель должен учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка в музыкальном развитии. Проводит индивидуальную работу с детьми, испытывающими затруднения в освоении программного материала, поддерживает интерес к музыке и направляет развитие одаренных детей.
10. Воспитатель проводит соответствующую работу с родителями: консультации на темы «Колыбельная для малыша», «Роль музыки в жизни ребенка», «Развитие музыкальных способностей дошкольника», «Воспитание любви к музыке» и др., анкетирование «Музыкальное воспитание в семье», дает рекомендации к дополнительному образованию детей в кружке, музыкальной школе, хореографической студии и т. д.
Роль воспитателя в музыкальном развитии заключается в том, чтобы музыка и песня активно вошли в жизнь детей, звучали не только на праздниках и развлечениях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, быту, при проведении режимных моментов, на других занятиях. Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя создает благоприятные условия для воспитания гармонически развитой личности.