Наталья Гордиенко
Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние природы на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает окружающий мир, тем больше у него возникает вопросов. При ознакомлении детей с природой одновременно решаются две задачи: воспитательная и образовательная.
Воспитательная задача-это развитие у ребенка способности видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательная – обогащение представлений о мире природы и развитие умения выделять в общих чертах основные закономерности природы.
В процессе познания у ребенка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания. Эти задачи неотделимы друг от друга и решаются в комплексе. Только познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее и бережнее относиться к ней. В процессе ознакомления закладываются и основы экологической культуры.
Различные виды деятельности способствуют полноценному знакомству детей с миром природы: наблюдения, чтение стихов, отгадывание загадок, игры и. т. д. Все это помогает ребенку ощутить гармонию окружающей природы и почувствовать необходимость оберегать ее.
На занятиях, на прогулках воспитатель раскрывает перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами растений, формирует элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает воспитатель.
В ознакомлении детей с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре ребенок учиться вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие.
Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие. В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия. Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору. Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая летом и осенью.
Воспитатель сам может придумать различные варианты игр.
1.Находить предметы по сходству. Дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы.
2.Находить предметы по слову-названию.
3. Выделять отдельные признаки растений.
4. Узнавать предметы на ощупь, вкус, по запаху и называть их.
5.Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме)
6 . Находить целое по части. Это даст возможность лучше узнать составные части растений, их признаки.
7.Находить растение по описанию взрослого.
Разнообразный наглядный природный материал (плоды, семена, ветки деревьев, ракушки, гербарии) способствуют конкретизации представлений детей о мире природы, создает эмоциональный настрой.
Природный материал можно подготовить самим. Осенью в парке, в лесу много желудей, орехов. Из причудливых веток и корней растений можно создать удивительные образы. Летом в поле можно собрать колоски пшеницы, ржи, кукурузные початки, а на пруду рогоз, камешки, ракушки. Каждый экспонат будит воспоминания ребенка, сближает его с родной природой.
Большую роль в экологическом воспитании играют экологические игры Например игра «Волшебные дощечки» знакомит детей с разнообразным природным материалом, развивает воображение.
Игра «Волшебные дощечки»
Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал: карточки 5 х 10 см. На одной стороне карточки приклеен или закреплен разнообразный природный материал: стебли растений разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок, насыпанный на клей, ракушки, мелкие камешки, рыбная чешуя, иголки хвойных деревьев, перышки птиц и многое другое.
I вариант:
Каждому ребенку раздается комплект или карточка и предлагается исследовать разными способами: рассмотреть, понюхать, пощупать. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминания х, связанных с этим местом, об опыте использования этого материала. Придумать название карточки.
II вариант:
Упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать небольшой рассказ, стихотворение, связанное с описанием природы. Дети должны подобрать карточку, которая по их мнению, подходит к этому описанию, обьяснить свой выбор.
III вариант:
Более сложный вариант упражнения. Ребенку предлагается выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь. Ребенок не только должен обьяснить выбор, но и зарисовать свои ощущения.
Дидактическая игра «Ароматная сказка»
Цель: расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал: мешочки с травами, природными материалами, картинки с,
Ход игры
Каждому ребенку предлагается мешочек, в котором «спрятана» ароматная сказка. Ребенок должен понюхать мешочек, попытаться представить, где живет герой сказки (море, лес, горы, обьяснить свои ощушения и свой выбор.
На следующем этапе ребенок выбирает иллюстрацию с изображением места, где смог бы жить главный герой, старается мысленно побывать в гостях у героя сказки (в лесу, у реки и так далее) Затем рассказывает о своих впечатлениях и ощущениях. Вначале дают один мешочек. Когда у детей накопится определенный опыт, можно дать сразу 2-3 мешочка с запахами, предлагая придумать «ароматную сказку», опираясь на возникшие ощущения, ассоциации.
Играя, ребенок легко, быстро и творчески, незаметно для себя усваивает новые и применяет уже полученные знания. В процессе игры он учится наблюдать, анализировать окружающий мир, следовательно, развивается его мышление.
В играх с природным материалом конкретизируются детские представления об особенностях внешнего мира.