Наталья Мокина
Консультация для воспитателей, родителей. Возрастные особенности. Задачи развития и педагогическая тактика
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности. Задачи развития и педагогическая тактика.
«Самое счастливое время на свете —
когда мы еще дети…»
Каждый период дошкольного детства уникален, мы не перестаём удивляться, как быстро наш Малыш научается всему, научается САМОСТОЯТЕЛЬНО познавать этот МИР и своё Я в этом мире.
Публикация «Консультация для воспитателей, родителей, Возрастные особенности, Задачи развития и педагогическая тактика» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Возраст трёх лет характеризуется как кризисный - Ребенок осознает себя Личностью. Переходный период заключается в появлении самостоятельности, в особенностях формирования физиологии и психики.
.1. Возрастные особенности детей 3-4 лет [/b]
Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка.
Физическое развитие.
На протяжении всего первого семилетия строится ТЕЛО ребёнка. Физическая, физиологическая составляющая занимает центральное место, когда мы говорим о дошкольнике. Движения, большие и малые просто необходимы малышу для здоровья, а значит и для развития эмоциональной, социальной, образовательной и других областей развития. В возрасте 3-4 лет формируется дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Именно в этом возрасте (хотя и влюбом другом) ритмичное проживание (вдох-выдох, напряжение — расслабление, нагрузка-отдых) дня, недели, года обеспечивает гармоничный рост малыша.
Становление эмоциональной сферы.
Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту. Поэтому взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Часто поведение крохи дома и в учреждении отличается. Спокойные, послушные дети дерутся и не слушаются педагога. А иногда домашний тиран в садике – само послушание и дисциплина.
Особенности речевого развития.
Растет речевая активность малышей. Ребёнок — языкотворец: он будто пробует слова «на вкус», с радостью повторяет слова, предложения. Дети быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Маленький ребёнок не может мыслить абстрактно. Всё, что он воспринимает со слов, он увязывает с живым, реальным, видимым, конкретным. Насколько грамотно развивается ребёнок напрямую зависит от того, как говорят вокруг него взрослые, как они словесно обращаются друг к другу.
Особенности памяти и внимания.
Возрастные особенности детей 3–4 лет заключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете (максимум 10–15 минут). Ребенок может во время рисования, конструирования поставить цель и постепенно добиваться ее. Но нестабильность внимания, неустойчивость произвольного поведения постоянно отвлекает малыша от целенаправленных действий. Ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Поэтому смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания.
Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Развитие воображения.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. С одной стороны фантазия выступает как мощный механизм развития ребёнка. С другой стороны дети могут придумать, что их обидела воспитательница и сами поверить в это, или рассказывают выдуманные истории о семье. На этом этапе у ребенка может появиться воображаемый друг.
Важно чутко относиться к проявлениям детской фантазии и направлять её в позитивное русло.
Особенности развития мышления.
Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний. Наглядно-образное мышление способствует обогащению представлений об окружающем мире. Трёх-четырёхлетки уже способны делить предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны объединить их в одну группу по общему признаку (например, посуда, одежда, мебель). Также малыш может убрать из трех фигур «лишнюю» на основании определенных признаков дошкольникам доступно понимание причинно-следственной связи, например, они понимают, что болезнь связана с врачами, лекарствами, термометрами. Они способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата.
Гендерное осознание своей роли.
Появляется гендерное осознание своей роли (девочка, мальчик). Половая идентификация проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Девочки ощущают себя красивыми принцессами, любят платья. Мальчики понимают, что они сильные мужчины. В соответствии с этим может меняться игровая направленность ребенка. Девочек больше интересует посуда, куклы. Мальчиков – конструкторы, оружие.
Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.
2. Задачи развития и педагогическая тактика.
Становление личностных качеств.
Социально-личностное развитие входит в возрастные особенности детей 3–4 лет. Опираясь на программу «От рождения до школы», мы можем утверждать, что становление личностных качеств ребенка происходит с помощью игровой, познавательной, физической деятельности.
Взрослые помогают детям не только осознать свои чувства, мысли, но и внятно доносить их до окружающих. Важно помочь разобраться ребенку в переживаниях, эмоциях, дать им название и характеристику. Это знание будет служить основой, эталоном для дальнейшего самостоятельного изучения эмоциональной сферы самим ребенком.
Обязательным является знание и выполнение элементарных норм поведения. Следует вызвать позитивный настрой детей, дать положительную оценку правильному поведению. Это послужит стимулом для дальнейших доброжелательных взаимоотношений с окружающим миром.
Образовательная и игровая деятельность.
Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более «взрослым» формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.
Образовательный стандарт подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью). Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций.
Основные задачи развития малышей:
- освоение навыков личной гигиены (предметно - действенное сотрудничество помогает знакомить детей с элементарными навыками гигиены и труда).
- воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим;
- развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;
- обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности;
- развитие способности к сопереживанию.
- следование правилам, адаптация к ритму группы.
«Куда уходит детство? Туда, где оно играет!»
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
«В детстве казалось так просто построить дом,
достаточно было 2-х стульев и одеяла…»
Игровая деятельность
В играх, действиях детей появляется целенаправленность. Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр, учатся ставить задачи и выполнять их. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность. Навыки, приобретённые в игре, становятся базой умений, необходимых в школе, в частности при решении предметных задач. Во время игры дети закрепляют свои знания о предметном и социальном мире.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Сначала малыши просто играют рядом в кругу, но потом начинается четкое разделение по интересам. Девочки играют в куклы с подружками, мальчики строят башни из кубиков. Иногда мальчики с девочками объединяются для игры.
Обязательно поощрение взрослого во время самостоятельной игры ребенка – это может быть индивидуальная, парная или коллективная игровая деятельность
Формируются навыки социализации. Кого-то малыши уже называют другом, зовут в гости и расстраиваются, если его друга по какой-либо причине нет в группе. Основные конфликты могут возникнуть из-за игрушек, но причиной раздора может быть цвет стульчика за столиком, сидение во время обеда с определенным мальчиком.
Взрослый выступает бесценным помощником в приобретении игрового опыта ребенком: показывает элементы новой игры, расширяет детский кругозор с помощью малоизвестных предметов.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. На первом плане - работа с цветом, прочувствованием красок окружающего мира. Обогащение графических образов - задача более позднего этапа. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Ребенок пытается аккуратно раскрашивать раскраску, не вылезая за контуры. Однако малыши могут раскрасить всю картинку любимым цветом. На этом этапе у детей формируются представления о предмете. Например, бананы желтого цвета, яблоки – красного.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка, пластицирование. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Очень важно давать ребёнку возможность самостоятельно создавать образы, подражая взрослому.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации, более того, они с удовольствием работают с клеем, ножницами.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте характеризуется возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».
Социальная сфера]
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку взрослого.
«Детство — чужая страна: говоря на одном и том же языке,
родители и дети нередко совершенно не понимают друг друга».
Младшие дошкольники постепенно начинают отделять себя от родителей. Появляется непреодолимое желание все делать по- своему. Дети начинают противиться контролю взрослого. Как понять ребенка? Как научить его вежливости и доброжелательности?
Это возраст, когда дети начинают отстаивать свое мнение, противясь предложениям родителей. Не стоит давить на ребенка, пытаться заставить его делать что-либо против воли. Это приведет к апатии, равнодушию, появится инфантильность, которую гораздо сложнее преодолеть. Следует предоставить ребенку возможность выбора, поощрять его самостоятельность. Малыш должен понять правила взаимодействия с людьми, научиться договариваться с ними. Возрастной кризис является рубежом, который отделяет младенчество от детства – в этом заключаются основные возрастные особенности детей 3–4 лет. С терпением, пониманием стоит относиться к негативным проявлениям у своего малыша. Следует беречь чувства ребенка. Не унижать его резкими командами, жестким контролем, требованием беспрекословного подчинения. Потребность в уважении, признании – основные возрастные особенности детей 3–4 лет. Важно дать понять малышу, что родители признают его самостоятельность, готовы общаться с ним наравне. Ребенок учитывает реакцию на его поведение, поступки. Необходимо хвалить малыша, показывая правильность его поведения. Поскольку карапуз обучается социализации, его манера общения зависит от обстоятельств в саду, семье. Ребенок протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями будет способствовать развитию адекватной самооценки.
«Нигде, ни в каком городе мира,
звёзды не светят так ярко, как в городе детства.»
Дети до семи лет имеют уникальную способность учиться всему самостоятельно, через подражание взрослому. В общении с ребёнком нам следовало бы научиться слушать его и понимать. Понимать, что ребёнок видит мир первозданным и цельным. Дети младшего возраста с удовольствием повторяют действия взрослого – моют посуду, протирают пыль, чистят зубы, моют руки., рисуют, слушают пение птиц, наблюдают за проезжающим мимо трактором, строят из конструктора, месят грязь, «ковыряются» в песке. Дети всё делают со «вкусом», с удовольствием. Наша задача, задача осознанных взрослых, не мешать ребёнку впитывать в себя всю многоплановость этого ВОЛШЕБНОГО МИРА, дать ребёнку возможность наиграться, создать благоприятные условия для творчества (игрушки, конструкторы, краски, пластилин, научить элементарным правилам и нормам поведения и просто ЛЮБИТЬ, любить Себя, Ребёнка, Жизнь.