Анастасия Михайлова
Консультация для воспитателей «Рисуем музыку»
▼ Скачать
Консультация для педагогов
«Рисуем музыку»
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
- Видишь, тучка в небе хмурится -
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зёрнышка -
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку…
Я хочу её нарисовать.
(Стихи И. Исаковой
«Я хочу увидеть музыку»
для песни Г. Струве).
Музыка - это мощный инструмент, который может вызывать эмоции, вдохновлять и развивать творческий потенциал. Рисование - это способ выразить себя визуально, передать свои чувства и мысли. Сочетание этих двух видов искусства в одном может быть увлекательным и познавательным опытом для детей.
Основные идеи:
1. Музыка как вдохновение:
* Дети слушают музыку, а затем рисуют свои впечатления.
* Можно использовать разнообразную музыку: классическую, народную, современную, инструментальную, вокальную.
* Важно подбирать музыку, соответствующую возрасту детей и их интересам.
2. Разные техники рисования:
* Линии и формы: Рисование линий разной толщины и формы, соответствующих ритму и характеру музыки.
* Цвет: Использование разных цветов, чтобы отразить настроение и атмосферу музыкального произведения.
Цвет говорит о многом.
Красный цвет несет страстный, энергичный, воинственный, активный характер.
Оранжевый цвет представляется теплым, радостным, позитивным.
Желтый цвет – солнечный, светлый, подвижный, смешной, игривый.
Зеленый цвет успокаивает, расслабляет, созерцает.
Голубой цвет – это цвет доверия, благополучия, умиротворения, гармонии.
Синий цвет–это цвет упорства, настойчивости, требовательности.
Фиолетовый цвет – несет трепетность и мечтательность.
Чёрный цвет - его преобладание в рисунке ребёнка должно вас очень насторожить. Дети, как правило, никогда им полностью не рисуют.
* Текстура: Создание текстуры (например, с помощью красок, мелков, цветных карандашей) для передачи звуковой картины.
* Коллаж: Создание коллажа из различных материалов, отражающего впечатления от музыки.
3. Развитие творческих способностей:
* Развивает фантазию и воображение: Дети учатся представлять звуки и образы, которые они слышат.
* Повышает концентрацию внимания: Необходимо сосредоточиться на звуках и перевести их в визуальный язык.
* Улучшает мелкую моторику: Рисование развивает координацию движений рук.
* Развивает эмоциональную сферу: Дети учатся выражать свои чувства через рисование.
4. Примеры занятий:
* "Рисуем симфонию": Дети слушают отрывок из симфонии и рисуют, какие образы и чувства она вызывает.
* "Звуки природы": Дети слушают записи звуков природы (пение птиц, шум дождя, шелест листьев) и рисуют свои впечатления.
* "Музыкальный портрет": Дети слушают любимую песню и рисуют ее портрет, используя цвет, форму, линию.
5. Советы по организации занятий:
* Создайте спокойную атмосферу: Убедитесь, что в помещении тихо и нет отвлекающих факторов.
* Позвольте детям свободно экспериментировать: Не нужно давать жестких указаний, позвольте детям самостоятельно выражать свои впечатления.
* Обсудите результаты: После рисования обсудите с детьми, какие чувства вызвала музыка, что они нарисовали и почему.
* Храните работы: Выставьте работы детей на стенде или создайте галерею, чтобы они могли видеть свои достижения.
Методика "Рисуем музыку" - это не просто развлечение, а эффективный инструмент для всестороннего развития детей. Она помогает им выражать свои чувства, развивает творческий потенциал, улучшает мелкую моторику и учит сосредоточиться на звуках и образах.
Примерный список музыкальных произведений для «рисования»:
Средняя группа ДОУ
Бабочка - Э. Григ
Болезнь куклы - П. Чайковский
Вальс снежных хлопьев - П. Чайковский
Колыбельная - А. Гречанинов
Котик выздоровел - А. Гречанинов
Котик заболел - А. Гречанинов
Мама - П. Чайковский
Материнские ласки - А. Гречанинов
Музыкальный ящик - Г. Свиридов
Новая кукла - П. Чайковский
Осенняя песенка - Д. Васильев-Буглай
Смелый наездник - Р. Шуман
Старшая группа ДОУ:
Детский альбом – П. И. Чайковский
Весёлый марш - Д. Шостакович
Вечер - С. Прокофьев
Дед Мороз – Р. Шуман
Детская полька - М. Глинка
Жаворонок - М. Глинка
Времена года - П. Чайковский
Колыбельная - А. Лядов
Колыбельная - Г. Свиридов
Марш - Д. Шостакович
Мотылёк - С. Майкапар
Парень с гармошкой - Г. Свиридов
Первая потеря - Р. Шуман
Пляска птиц - Н. Римский-Корсаков
Полька - Д. Львов-Компанеец
Раскаяние - С. Прокофьев
Тревожная минута - С. Майкапар
Утро - С. Прокофьев
Подготовительная группа ДОУ
Вивальди - Весна
Вивальди - Зима
Вивальди - Лето
Вивальди - Осень
Глинка - Детская полька
Григ - В пещере горного короля
Григ – Песня Сольвейг (мелодия)
Даргомыжский - Табакерочный вальс
Кабалевский - Кавалерийская
Моцарт - Колыбельная
Мусоргский - Картинки с выставки
Римский -Корсаков – Белка
Римский -Корсаков - Океан -море синее
Римский -Корсаков – Полет шмеля
Свиридов - Весна и Осень
Свиридов - Грустная песня
Свиридов - Старинный танец
Свиридов - Тройка
Хачатурян - Танец с саблями
Шостакович - Вальс шутка
Шостакович - Танец кукол
Шостакович - Шарманка
Шуман - Веселый крестьянин
Сен-Санс -Карнавал животных
Дакен - Кукушка
Прокофьев - Шествие кузнечиков
Подготовила
музыкальный руководитель Михайлова А. П.