Наталья Романова
Консультация для педагогов «Слушаем музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Слушание музыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания.
Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей.
В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.
Публикация «Консультация для педагогов „Слушаем музыку“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Виды музыкальных игр, которые обеспечивают активное восприятие музыки :
тематические концерты, беседы-концерты.
Во время их дети получают глубокие и разнообразные впечатления.
Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган) .
Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.
В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры) .
Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и другие, рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди, унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетховена, надолго запоминается детям.
Прекрасные темы для таких бесед-концертов — «Сказка в музыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки) .
Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса, ценностного отношения к музыке.
Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).
На основе таких бесед строим музыкальные досуги, музыкальные гостиные, вводим в самостоятельную музыкальную деятельность.
Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач или незнания.
Педагог помогает войти ребенку в прекрасный мир МУЗЫКИ.