Екатерина Ромашова
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь воспитателя как средство развития речи детей
Развивающий потенциал речевой среды в ДОУ целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение связной речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Воспитатель обязан развивать в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаёт детям. Необходимо, чтобы дети слышали речь правильную, хорошую, выразительную, богатую и образную без ошибок и недостатков.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речь воспитателя как средство развития речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
К хорошей речи предъявляется много требований.
1. Содержательность речи.
Содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной и зависит от многих условий. Насыщенность информацией, например, газетной может быть высокой, а бытовой - низкой. В любом случае надо избегать многословия, которое проявляется в употреблении лишних слов. Многословие может принимать форму излишества особенно при неправильном употреблении синонимов, повторений: ведущий лидер; спросить вопрос можно?
Важным качеством хорошей речи является сжатость. Одну и ту же мысль можно выразить коротким и сложным предложением. Употребление сложных предложений – это отличительная черта книжных стилей, а в разговорной речи чаще используются простые предложения.
Диалогическая речь - обычно бывает не полностью развёрнутой, много в ней не высказывается, а подразумевается, благодаря ситуации понятной разговаривающим. Отсутствие сложных конструкций предложений и многих слов компенсируется выразительными средствами, которые увеличивают силу воздействия речи на собеседника, и делает её понятной. Средства: интонация, с которой произносится высказывание, мимика, которой сопровождается речь, пантомимика.
Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. Она значительно более развёрнута, и грамматически оформлена. Примером такой речи может быть выступление докладчика или человека, подробно рассказывающего о событии. Таким образом, использование развёрнутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего, от ситуации общения.
2. Логичность.
Это важнейшее условие хорошей речи. В речи не должно быть неопределенности, неконкретности.
3. Точность, ясность, простота.
Наши мысли отражаются в словах. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Точность и ясность речи зависит от выбора типов предложения, порядка слов, словосочетаний. Например: «Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, были выполнены мастерски».
4. Богатство речи.
Самый первый критерий богатства или бедности речи – это количество слов, которые мы используем. В словаре Пушкина насчитывалось 22 тысячи слов. Русский язык насчитывает огромное количество слов. В толковом словаре собрано 250 тысяч слов. Язык как достояние нации требует нашей постоянной заботы. Необходимо сохранить данное нам в наследие богатство.
О богатстве языка можно судить не только по количеству слов. Слова могут использоваться в разных значениях: ветреный день, ветреный человек; свежий хлеб, свежая газета…
Критерием богатства языка является использование в речи многозначных слов, омонимов, антонимов.
5. Чистота речи.
Воспитателю следует избегать употребления слов-паразитов, засоряющих речь, которая должна служить образцом для воспитанников. В последнее время всё чаще можно услышать такие выражения: типа, ну-у-у, т-а-а-а-к, значится так и т. д. Другая крайность воспитателей сюсюканье и употребление уменьшительно ласкательных слов: ножки, ручки, глазки и т. д.
6. Уместность речи.
Теснейшим образом связано с её стилем. Мы по-разному говорим на официальном собрании или общаясь с близкими людьми. Употребление языка в разных сферах общения людей выработало определенный набор языковых средств, в соответствии с задачами общения. Так общению людей:
• в быту соответствует разговорный стиль;
• в государственном учреждении – официально-деловой стиль;
• в агитационно-массовой деятельности – публицистический;
• словесно-художественному творчеству соответствует художественный стиль.
7. Правильность речи.
Требование к правильности речи касается всех сторон речи:
• произношения,
• словообразования,
• грамматики,
а также предполагает соблюдение при письме правил орфографии и пунктуации. Слова следует использовать в соответствии с их точным значением, изменять по правилам. В русском языке есть несколько несклоняемые существительные: кино, пальто. Трудными в изменении оказываются числительные, а иногда нужно просто запомнить правильно построение словосочетаний. Например: обиделся на резкие слова; обижен резким замечанием; удивляться трудолюбию; удивлён вашей смелостью…
8. Образность речи.
В художественном произведении образность присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи различных выразительных средств: сравнений, метафор. Искусству образной речи учат нас поэты и писатели.
«Кленовый лист напоминает нам янтарь» - сравнение
«От вёсел к берегу кудрявый след бежал»
Образцом тонкого умения пользоваться метафорическими выражениями служат стихи А. С. Пушкина.
«Синея, блещут небеса».
9. Живость, эмоциональность, выразительность.
Общая культура речи включает в себя звуковую культуру:
• правильное произношение слов и фраз,
• нормальное речевое дыхание,
• достаточная громкость голоса,
• средний темп речи
• и различные интонационные средства выразительности.
10. Благозвучие
Забота о культуре речи предполагает работу над её звуковой стороной. Хороший писатель, поэт в своей работе языком произведении отбирает не только слова, но и звуки. Чувство слова и профессиональный слух подсказывает поэту наилучшее звуковое выражение мысли. Намеренно Тютчев включает слова со звуком – р.
«Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний первый гром…»
Воспитатель должен знать все требования, предъявляемые к речи и работать над её совершенствованием. Настольной книгой хорошего воспитателя должен быть словарь, правильному произношению можно учиться, прослушивая аудиозаписи художественных произведений, а отрабатывать артикуляцию и мимику лучше всего перед зеркалом.