Ирина Шпилёва
Консультация для воспитателей «Развивающая среда как условие развития детской инициативы и самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Нет такой стороны воспитания,
на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира».
Елизавета Ивановна Тихеева
Мы пошли по пути курса Юлии Илюхиной, где вся среда создана для развития детской инициативы и самостоятельности. Называется эта среда – Говорящая. Что же такое говорящая среда и почему мы её выбрали?
Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающая среда как условие развития детской инициативы и самостоятельности“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Говорящая среда – среда, которая, как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать отношения с ним напрямую, фактически без участия взрослого. Жизнь наша меняется и просит от людей, уже других качеств и какой-то компетенции – выживать в трудных условиях, решать эффективно какие-то задачи, гибко выбирать умение коммуникации, организовать свою жизнь и своё пространство, не зависеть от людей. Чтобы ребёнок комфортно существовал в этом мире ему надо научиться быть хозяином в доме, т. е. в д/с. Раньше таким хозяином в нашей группе ребёнок не являлся. Некоторые взрослые думают, что только он, взрослый может провести ребёнка за руку по пути взросления, показать и рассказать какие-то базовые вещи, без которых ребёнок не справится. А если такого взрослого рядом не будет, то сам ребёнок будет беспомощным, он сам себя в этой среде не развивает, только при участии взрослого. Но это не совсем так. Не развивает среда, которую нельзя назвать говорящей. В которой не понятно, что делать, которая с ребёнком не разговаривает. Поэтому для поддержки детской инициативы и самостоятельности в нашей группе было проведено преобразование ППРС и создание Говорящей среды. Кому говорит говорящая среда? Ребёнку! Она говорит, что здесь твои рисунки, твои игрушки, ты можешь выбрать себе занятие по своему интересу, попробуй сам, тебе понравится! Говорящая среда даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность, инициативность, автономность, понять собственную значимость. Вот поэтому мы её и выбрали!
Очень важно, чтобы дети, занимаясь своей самостоятельной деятельностью не мешали другим. Поэтому наша группа была разбита на «многоквартирки», которые позволяют развивать детскую инициативу и партнёрскую игру. «Многоквартирки» - это бывшие наши центры развития или уголки. (Уголок конструирования, уголок девочек, музыкальный уголок и т. д.). Забегая немного вперёд, скажу – чтобы дать название этим центам – в старшем возрасте уже можно использовать голос ребёнка. Детям очень интересно придумывать названия.
Дальше мы убрали «Мёртвые зоны». Звучит страшно, но оно оправдывает своё название. Как вы думаете, что так может называться? Правильно, мёртвая зона – это такое место в среде, которое не вызывает интереса у ребёнка, не доступно, не зовёт его на деятельность. Является как бы пустотой, потерей. Вроде бы и есть и не работает, не развивает. Как вы думаете, где бывают мёртвые зоны? (закрытые дверцы, коробки д/игр друг на дружке, патриотический уголок, игрушки, расположенные выше 1,5 метра). Вы уже заметили, что мы не просто выделили «многоквартирки» или уголки (кому как удобно, но и зонировали их. Для чего? Для того, чтобы разные виды активности не мешали друг другу. Мы отделили спокойные игры от активных шкафами, ширмами, диванами. Сколько же зон должно быть? как вы думаете? В шкалах МКДО написано, что не менее 5. У нас получилось 9 зон.
У вас может возникнуть вопрос – если отдать всё пространство детям, то где же хранить взрослые материалы? Мы нашли выход – у нас есть высокий шкаф, где четыре нижние полки для детей, а две верхние занимает наша методическая литература и материалы для занятий. На этом шкафу есть метка – большая ладошка (для взрослых, детская – для детей.
Чтобы дети в нашей группе могли проявлять свою инициативу и самостоятельность в соответствии требованиям ФГОС мы использовали при создании говорящей среды следующие принципы :
1. Трансформируемости
2. Доступности
3. Полифункциональности
4. Насыщенности
5. Вариативности
6. Безопасности
Всю вертикальную мебель мы перезагрузили и сделали её горизонтальной, чтобы высота шкафов была не выше 1.5 м.
Дидактический материал и игры разложили таким образом, чтобы они были в один ряд и детям не приходилось перебирать коробки с играми чтобы найти себе интересующую его игру.
Принцип полифункциональности мы использовали не только в мебели (ширмы, шатры, кубы, но и в многообразии материалов (природный, бросовый, ленты, коробки, скотчи, ткани). Очень важно для развития детской инициативы и самостоятельности хранение всех вещей и материалов в группе и порядок. У нас в группе есть закон – поиграл, убери за собой на место. Ведь если не будет порядка, то и не будет интереса к деятельности. Мы храним мелкие предметы в контейнерах и хотя нам ещё рано для нашего возраста, но работая на перспективу – мы их подписываем. Когда контейнеров не хватает – мы используем вот такие самодельные органайзеры - коробочки из под сока, склеенные между собой. Каждой вещи – своё место.
Следующий принцип – наполняемости. Вы уже, наверно, обратили внимание на ощущение пустоты на полках. Действительно, когда мы убрали «горки» коробок с полок - у нас тоже было такое чувство. Мы немножечко схитрили и разложили коробки на полках по бокам, тогда их помещается больше. Ну и принцип сменности никто не отменял. Всё зависит от интереса детей. Если мы видим, что у детей пропал интерес к этой игре, то мы её временно убираем. Это происходит раз в неделю, в некоторые игры дети играют и по 2 недели.
Ещё один принцип, который мы используем для развития детской инициативы и самостоятельности – это вариативность. Всем понятно, что у нас нет возможности менять каждый месяц игрушки, но вы можете проявить этот принцип допустимв смене бумаги. Вы можете использовать бумагу белую, цветную, ксероксную, альбомную, газетную – это будет принцип вариативности. Шишки еловые, кедровые, сосновые.
И последний принцип – безопасности. Все шкафы мы закрепили, задние стенки шкафов зашкурили и обработали акриловой краской.
Чтобы дети могли в полной мере проявлять свою инициативу и самостоятельность каждый уголок вы должны презентовать. Это значит, что вы должны показать детям, как надо взаимодействовать с тем или иным предметом. Понятно, что вы не будете в старшей группе им показывать как кормить куклу кашей. Они и так это уже знают. А вот уголок экспериментирования, куда вы внесли поднос с новым опытом - обязательно должен пройти презентацию. Стол для сбора посуды – тоже надо презентовать. Я думаю, что ваш опыт подскажет вам, как правильно действовать в подобных ситуациях.
Следующий пункт, который мы использовали в создании своей говорящей среды для поддержки детской инициативы и самостоятельности – это голос ребёнка. Что же это такое? Как вы думаете? Да, это рисунки детей по мотивам сказок, это выставки детских работ, это такие элементы, которые как бы говорят с нами голосом ребёнка. Но опять же никакой конкретики в этом нет. Раньше мы все работы детей по продуктивной деятельности вывешивали в уголок родителей и показывали им. Дети, как правило, их и не видят. Но ведь они тоже имеют полное право наслаждаться продуктами своего труда. Теперь мы работы детей вывешиваем в группе. На обратной стороне шкафов у нас есть выставка детских работ и кто хочет – вешает свой рисунок на доску и любуется им. Так ребёнок видит, что он здесь нужен, важны его работы, у него всё получается, и он чувствует себя радостно и комфортно. Кто хочет, убирает свой рисунок в шкаф. Так дети проявляют свой голос. Мы пока ещё маленькие, но в перспективе мы изготовили картинки меню, и наши дежурные будут по картинкам озвучивать меню. Для некоторых наших детей мы изготовили прищепки, на которой написана первая буква их имени и теперь они сами подписывают свои рисунки. Пока выходит коряво, но главное, что у них есть желание. А мы к ним прислушиваемся к их желаниям.
В старшем возрасте для того, чтобы услышать голос ребёнка вы можете использовать соц. опросы, интерактивные стенды, алгоритмы, подсказки, интеллект – карты, задания, календари, планы и многое другое.
Мы считаем, что преобразование ППРС – это важнейшее условие поддержки детской инициативы и самостоятельности, поэтому все наши ресурсы были брошены на её реализацию.