Таня Афанасьева
Консультация для воспитателей «Развитие сенсорных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель : Афанасьева Т. Н.
Консультация для воспитателей «Развитие сенсорных способностей
у детей 2-3 лет»
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие сенсорных способностей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Важной составляющей в развитии детей 2-3 лет является сенсорное развитие. Сенсорное развитие – это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Ребенок этого возраста с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы : рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Формировать эти умения и способности – задача родителей и воспитателей.
В возрасте 2-3 лет ребенок должен усвоить сенсорные эталоны :
- цвета – 7 цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также белый, черный, серый) и называть 3-4 цвета;
- формы – плоскостные геометрические фигуры, знать их названия (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал);
- величины – сравнение предметов по величине (большой, маленький, самый большой и т. д.)
- пространственные – расположение предметов в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, впереди, позади и т. д.)
В домашних условиях во время прогулки во дворе или дома Вы можете осваивать с ребенком такие сенсорные свойства, как: твердость, мягкость, пластичность, хрупкость. Для этого можете использовать окружающий ребенка материал: камушки, игрушки, листочки, продукты питания и т. д.
Дома есть возможность изучить такие свойства, как: горячий – холодный, сладкий – кислый, тяжелый – легкий.
Играйте вместе с детьми. Не ленитесь отвечать на вопросы ребенка, поощряйте его интерес к окружающему, сравнивайте, сопоставляйте, экспериментируйте. Например, на прогулке или дома можно спросить:
- Какой формы крыша дома?
- Что бывает круглым? Квадратным?
- Какой по вкусу лимон?
- Что будет, если в суп положить сахар?
- Что больше: мандарин или апельсин?
- Кто больше: маленький слон или большая мышка?
- Где лежит игрушка?
Сенсорному развитию детей способствует продуктивная деятельность детей: рисование, конструирование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, лепка из пластилина или глины.
Для сенсорного развития дошкольников можно использовать следующие дидактические игры:
1. «Чудесный мешочек»
В мешочек положите предметы, обладающие разными свойствами: игрушки, кубик, шар, муляжи фруктов, овощей и т. д. Ребенок должен на ощупь определить свойства предметов, которые он достает один за другим из мешка. Добивайтесь, чтобы он вслух описывал их свойства. Например: яблоко круглое, огурец овальный.
2. «Большой и маленький»
Дайте ребенку два карандаша: большой и маленький. Попросите нарисовать круг большим карандашом. Можно усложнить задание: пусть малыш проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким карандашом – маленькую.
3. «Угадай на вкус!»
Нарежьте на тарелку разные кусочки овощей и фруктов: например, яблоко, лимон, огурец, морковь, редис и т. д. Предложите закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, какой вкус у этого продукта (сладкий, кислый, горький, соленый, и как он называется.
4. «Подбери наряд для кукол»
Предложите ребенку рассмотреть кукол «мальчика» и «девочку» и набор разноцветной одежды, попросите одеть кукол на прогулку: «Одень мальчика в синюю футболку, зеленые шорты, белые кроссовки, красную кепку. Одень девочку в красное платье, красные туфли» и т. д.
5. «Тонет – не тонет»
Приготовьте для игры ёмкости с водой, шарики из разных материалов: пластмассовые, стеклянные, металлические, деревянные. Предложите ребенку бросить в воду шарики или другие игрушки из разных материалов. Ребенок упражняется в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает». Можно также закрепить свойство воды: холодная, теплая, горячая. Эта игра обогащает сенсорные ощущения детей, вызывает радостное настроение, развивает мелкую моторику.
6. «Угадай, где позвонили».
Игра способствует развитию слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве. Взрослый выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. Один из участников производит шум погремушкой, колокольчиком или другой музыкальной игрушкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
7. «Разноцветные прищепки»
Вырежьте из цветного картона картинки, например: елочку, солнышко, тучу, ёжика и т. д. Прикрепите прищепки по тематике: желтые прищепки – лучики для солнышка, серые – иголки для ёжика, зеленые – иголочки дл ёлочки и т. д.
8. «Обведи и заштрихуй»
Цель этой игры: развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
Сначала покажите детям трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета фигура, потом помогите ребенку обвести ее на белом листе бумаги, заштрихуйте фигуры таким же карандашом, как и трафарет, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.
9. «Вкладыши»
Цель игры: научить ребенка выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, вкладывать фигуры, развивать память, мышление, внимание.
Сначала покажите геометрические фигуры, назовите их и объясните детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закрепляйте название фигур: круг, квадрат, треугольник, овал и т. д.
10. «Разноцветные моточки»
Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого ребенка свой цвет нитки. Игра развивает мелкую мускулатуру кисти рук, закрепляет знание цвета, развивает внимание, воображение.
11. «Чего не хватает?»
Расставьте на столе 5 - 6 знакомых малышу игрушек: собачку, мишку, зайца, петуха и т. д. Попросите его внимательно посмотреть, а затем отвернуться, а сами уберите одну любую игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».
Игру можно усложнить, добавив другие игрушки.
Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Как видите, игры совсем простые. Некоторые эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть в игры с прищепками, камушками, с крупой, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и помните самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Такие игры будут способствовать также речевому развитию ваших детей.
Не нужно быть педагогом, чтобы организовать такие игры. А эффект не заставит себя ждать: сенсорное развитие вашего малыша будет проходить всестороннее и качественнее.