Ирина Игинова
Консультация для воспитателей «Развитие речевого дыхания и направленной воздушной струи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Коллеги, сегодня мы поговорим о такой важной составляющей звучащей речи как воздушная струя.
Воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу собственно и есть источник образования звуков речи. У ребенка развитие речевого дыхания происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речевого дыхания и направленной воздушной струи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Что же такое речевое дыхание? «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи».
Различают 3 типа дыхания :
• верхнереберное;
• грудное;
• грудно-брюшное (диафрагмально - реберное).
Дыхание в процессе речи или речевое дыхание по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
1. Речевое дыхание произвольно, в отличие от неречевого, которое автоматическое.
2. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох и выдох осуществляется через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
3. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем - пауза. При речевом дыхании - за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушение речевого дыхания может быть следствием общей ослабленности организма, аденоидных разращений, различных сердечно - сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто дети не договаривают слова до конца и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Ускоренный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Работа по формированию речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звукопроизношения. Работа по воспитанию воздушной струи должна начинаться уже на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Уважаемые воспитатели, хочу познакомить вас с некоторыми играми и упражнениями для развития правильного речевого дыхания и воздушной струи.
Начать можно с простых игровых упражнений:
• дутье через соломинку в стакан с водой;
• надувание воздушных шаров;
• дутье на разноцветные вертушки;
• игры на духовых музыкальных инструментах (дудочка, флейта);
• пускание мыльных пузырей;
• дутье на одуванчики весной и летом.
При выполнении этих упражнений происходит непроизвольное обучение: делать вдох через нос, выдох через рот. Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания. Можно дать ему зеркальце и предложить, дыша на него, делать:
• вдох и выдох через нос;
• вдох и выдох через рот;
• вдох через нос, выдох через рот;
• вдох через рот, выдох через нос;
Можно предложить детям протянуть гласные на выдохе «Кто дольше?» или пропеть сочетания гласных. Важно, чтобы крылья носа на воздухе не раздувались и плечи не поднимались. Можно пропевать слоги, слова.
Например :
на но ну ни
ма мо му мы ми
та то ту ты ти
мама
Мила
ноты
кони
мыла
дети
Данные упражнения можно использовать в повседневной жизни при работе с детьми: воспитателям включать в динамические паузы, при проведении прогулки, в совместную деятельность с детьми в вечернее время, использовать чистоговорки и скороговорки на занятиях по развитию речи. Слоговые цепочки могут быть использованы музыкальном руководителем в качестве распевок, так как они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса.
Регулярное повторение речевых игр способствует развитию плавного речевого дыхания, направленной воздушной струи, что, в свою очередь, благотворно влияет на весь ход речевого развития детей в целом.