Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие пространственно-временных представлений у детей»

Олеся Доровских
Консультация для воспитателей «Развитие пространственно-временных представлений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

ДОУ №112 г. Липецка

Консультация для воспитателей

Развитие

пространственно- временных

представлений у детей

Подготовила: воспитатель Доровских О. В.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие пространственно-временных представлений у детей“» размещена в разделах

Одним из направлений в системе работы с дошкольниками является развитие пространственного восприятия и пространственных представлений, а также временных ориентировок.

2 слайд

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии ребёнка с окружающей средой.

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь имеется в виду смена времени суток, времен года, смену поколений.

3 слайд

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними.

4 слайд

Недостаточная сформированность пространственно-временных

представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании связной речи, а у школьников — на развитии навыка чтения и письма.

Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность — графических знаков и временную — звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспект восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к— у», «в—на» («к дому — у дома», «в столе — на столе»). Нередко они смешивают предлоги «перед— после — за». Например: «Стол стоит после стула», вместо, «Стол стоит за стулом». Или «Весна бывает перед летом, а осень после лета».

Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» («широкая река — большая река», «тонкий стебелек — маленький стебелек»). Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв, в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими).

Дети с проблемами в усвоении временных представлений испытывают затруднения при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний («птицы прилетают — птицы улетают», «листья опадают — листья прорастают», «день прибывает — день убывает», «солнце всходит — солнце заходит»). Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение. Детям становится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются.

Недостаточно развитая ориентировка во времени, в дошкольном возрасте проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школе выльется при письме в выраженные аграмматизмы. Сюда относится и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глагола «Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра», и употребление глагола совершенного и несовершенного вида «Я делал домашнюю работу — Я сделал домашнюю работу».

5 слайд - Этапы развития

Первым шагом должна стать маркировка правой руки с помощью часов, браслета, резинки и т. п. Тогда ребенок узнает: «справа» - это «там, где браслет». Таким образом, ребенку дается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством - ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела и только потом превращается в абстрактные пространственные представления. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на ребенке постоянно.

6 слайд - Игры и упражнения

Итак, на первом этапе мы учим детей ориентироваться в схеме собственного тела.

«Выше-ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый, ориентируясь на маркеры, называют то, что «выше всего» (голова, макушка, «ниже всего» (ноги, стопы, «выше чем», «ниже чем». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и, наконец, с закрытыми глазами. Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки, рук (плечо, локоть, ладонь, пальцы, тела (шея, плечи, грудь, спина, живот, ног (колено, стопа, пятка) относительно друг друга.

«Спереди-сзади»

Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т. д., аналогично сзади (затылок, спина, пятки и т. д.).

«Дальше-ближе»

Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем…», «дальше, чем…», «ближе, чем… но дальше, чем».

На следующем этапе обучаем детей определять направление в пространстве относительно своего тела.

«Движения в одном направлении»

Предложить ребёнку вытянуть руку влево, отставить ногу влево, повернуть голову влево, наклонить голову к левому плечу, сделать три наклона влево, присесть на левое колено и т. д. Так же отрабатываются другие направления: справа, сверху, снизу, спереди и сзади.

«Что находится слева от меня?»

Для этой игры понадобится мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон - игроки. Игрок командует водящему: «Налево!». Тот кидает мяч налево и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует: «Направо! Налево! Вперед! Назад!».

«Кто где стоит?» (определяют местоположение каждого ребенка относительно себя).

«Стоп!»

Дети под музыку двигаются по группе, музыка останавливается, дети замирают. Педагог спрашивает: «…., кто (что) справа (слева) от тебя?»; «Кто дальше всех от тебя?», «Кто стоит рядом (сзади) впереди?».

«Робот»

Ребёнок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг назад, два шага налево, два прыжка вверх, три шага вправо, присесть». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не назад, а вперёд; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием быстро выполнять эти задания, усложните инструкцию: «Шаг вправо левой ногой; два шага назад, начиная с правой ноги». И т. д.

«Моя комната» (определяют, где находится каждый предмет мебели относительно друг друга).

После того как дети научатся ориентироваться в пространстве относительно себя, можно переходить к ориентации себя относительно других объектов и других объектов относительно друг друга.

«Капризный фотограф»

Фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенок) надо рассадить зверей: лису - слева от зайца, мишку - справа от мышки и т. д. Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади льва слева от медведя, а птицу - справа от лисы». Модификация задания: ребенок сам говорит: «Я посадил льва слева от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем кто-то из детей становится фотографом, он дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

«Собираем урожай»

Разложите перед ребёнком картинки с овощами. Задание: отобрать, например, только те овощи, которые лежат «правее, чем капуста», «левее, чем морковь».

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке.

Необходимо на практике убедить детей, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот» : «Право - где у меня лево, а лево - где право».

А. В. Семенович предлагает это делать следующим образом:

• Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

• Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки с положением своих рук, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у стоящих напротив друг друга детей.

«Назови часть тела»

Дети стоят лицом друг к другу. Один молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твое левое колено, это твой правый глаз». И т. д.

«Моя рука, твоя рука»

Ребенок, стоя лицом к педагогу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у стоящего напротив ребёнка правую руку, левое плечо, правое колено и т. д. Потом надо поменяться ролями: инструкцию даёт ребёнок.

«Делай, как я!»

Сидя напротив ребенка, педагог дает инструкцию: «Делай своей левой рукой то, что я делаю левой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть левую руку, потом правую ногу; согнуть сначала правую ногу, а потом левую руку и т. д.).

«Правильное зеркало»

Сидя напротив друг друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую - влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

«Неправильное зеркало»

И. п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки, а то, что я буду делать правой рукой, ты - своей правой (поднимаются правые руки)». Таким образом, если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т. д.

Следующим этапом развития пространственных представлений является переход к двигательным и графическим диктантам.

Двигательный диктант

(по шагам) : например, один шаг вперед, два шага влево.

«Найди предмет».

Педагог диктует маршрут, по которому нужно найти предмет в комнате. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (группы, спальни, участка и т. д.). Проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги.

«Засели жильцов»

Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определите, какие углы еще не заполнены. Пусть ребенок сам заполняет их с комментарием, например: «Нарисую месяц в левом верхнем углу».

«Покажи направление»

Научите ребенка показывать направление сначала рукой, потом поворотом головы, взглядом в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем - по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т. д.).

«Проведи линию»

Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их; аналогично нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.

Далее проводится работа в тетради в клеточку - графические диктанты

7 слайд - Предлоги

Предлоги выражают некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов.

Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляется в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.

«Кто, где живет?»

Лиса живет (в норе)

Волк живет …

Собака живет… (лошадь, корова, свинья, белка, заяц и т. д)

«Что в чем?»

В чем варят суп?

В чем носят воду из ручья, колодца?

В чем кипятят чай? И т. д.

«Где, что лежит?»

Где лежит хлеб? (масло, конфеты, салат, мясо, соус, сахар и т. д.

«Где, что растет?»

«Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?»

На елке шишки, под елкой … На елке белка, под елкой …

«Что с чем?»

С чем ведро, если в нем… (вода, молоко, белье, снег и т. д. ?

С чем кастрюля, если в ней (суп, борщ, компот и. т. д. ?

С чем банка, если в ней (мед, капуста, мука, варенье и т. д. ?

С чем батон, если на нем (масло, сыр, варенье, джем, икра и т. д. ?

«Что без чего»?

Стул без (ножки, спинки, сидения).

Кастрюля без (ручки, донышка, стенок, крышки).

Платье без (рукава, воротника, рюшек).

Сапоги без (голенищ, подошвы, замка, шнурков).

Расческа без зубчиков, ручки.

«Игра в неделю»

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одно из дней недели. Дети стоят друг за другом так, как идут дни недели. «Вторник», скажи, кто идет за тобой? Кто перед тобой? «Среда», кто приходит раньше тебя? А кто позже?

Аналогично проводится игра в части суток, во времена года.

«Из чего делают?»

(апельсиновый сок, котлеты, борщ и т. д.)

«Добавь слова»

Кукла лежит…

Мишка сидит…

Стол стоит.

Дверь находится …

Полочка висит…

«Исправь ошибки»

Дед в печи, дрова на печи. А как надо сказать? Почему смешно?

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несет сумку в капусте.

«Подскажи словечко»

Пчела села … цветок.

… окном растет куст сирени.

Ласточки свили гнездо … крышей.

Посуда на …

Веник под …

Девочка в …

«Скажи наоборот»

Мальчик положил мяч в ящик, а потом его (вынул из ящика)

Девочка налила в ведро воду, а потом …

Машина подъехала к дому, а потом …

8 слайд - Игры на материале сказки «Репка»

Звуковой анализ у многих детей вызывает значительные трудности, поскольку слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков. Если ребенок не умеет определять левую и правую стороны своего тела, не усвоил на математике понятие «ряд», затрудняется в расположении предмета в соответствии с заданием (не владеет понятиями слева, справа, перед, за, между, в начале, в конце, в середине, то будут проблемы со звуковым анализом и синтезом.

Используя известную сказку «Репка», можно провести игры по подготовке к анализу и синтезу звуков в слове. Вам понадобятся фигурки настольного театра «Репка», дорожка с обозначенной на ней решеткой для размещения 6 предметов.

«Кто тянул репку?»

Взрослый демонстрирует образование ряда из фигурок настольного театра:

- Сначала пришел тянуть репку (дед, мы его поставим в начале ряда, потом пришла … (бабка) и встала (за дедом, после бабки прибежала (внучка) и встала (за бабкой) и т. д. Все встали по линеечке друг (за другом) и получился ряд. Поднимите левую руку. Дед встал ближе к левой руке, слева. Ряд тянется вправо от деда до мышки. Здесь ряд закончился, мышка последняя.

- Кто стоит в начале (в конце? Между дедом и мышкой кто? Это середина (жест).

«Пустое место»

- Это дорожка со свободными, пустыми местами. Количество мест можно сосчитать. Место за местом получается ряд. Где первое место? Слева, в начале ряда, где последнее? Справа, в конце ряда.

Давайте заполним все пустые места на дорожке. Кто тянул репку? Кто стоял за дедом? Зовите бабку на место. Кто стоял за бабкой? Зовите внучку на место и т. д.

Кто перед бабкой? Кто между внучкой и кошкой? Кто в начале, в конце? Кто за мышкой, кошкой?

Ряд закрывается, игра продолжается (предметы скрываются за экраном, убирается одна из фигурок).

Ряд открывается, игра продолжается. Кто ушел? Тили-тили тесто вот пустое место. Бабка, иди на место.

«Прогулка»

Все герои сказки пошли в лес. Идут друг за другом. Кто за кем?

Вдруг мышка говорит: «Я хочу идти впереди. Дед, иди на мое место. Кто в начале, кто в конце? Тут внучка говорит, что хочет идти впереди. Мышка, иди на мое место (все меняются местами)

Все разбрелись, и тут дед говорит: «Займите все свои места!» (все постояли с дедом, и снова разошлись). Дед командует: «Займите чужие места!». Тили-тили тесто у всех пустое место (затем все становятся на свои места).

«Который? Сколько?»

Я буду называть тех, кто пришел тянуть репку, а вы будете считать, потом скажете, сколько собралось персонажей.

Предложить детям ответить на следующие вопросы :

Который по счету дед? Сколько стоит посередине персонажей? И т. д.

«Что изменилось в ряду?»

Ряд, составленный из персонажей, закрывается экраном, и удаляются (добавляются) новые фигурки.

- Вот пустое место. Которое оно по счету? Кто ушел? Что изменилось? Кто поменялся местами? На котором месте мышка, Жучка? И т. д.

9 слайд

Задание: распределите старославянские названия месяцев между современными названиями.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Календарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенкаКалендарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенка Календарь погоды и природы Умение чувствовать и ориентироваться во времени один из важнейших навыков, которому ребенок начинает учиться.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей, родителей: «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Ловкостью называется способность быстро овладевать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие пространственно-временных представлений у детей»
Опубликовано: 20 августа 2024 в 23:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие пространственно-временных представлений у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Доровских (УИ 559865) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД