МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальной компетентности детей дошкольного возраста»

Цымбалюк Оксана
Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальной компетентности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня от детей, поступающих в школу, для успешного обучения требуются несколько иные качества, чем 3-5 лет назад. Наиболее отчетливо эти изменения в требованиях проявляются в отношении интеллектуальной готовности будущего школьника. Конечно, определенный кругозор, многие конкретные знания и умения необходимы дошкольнику как основа того нового, что будет освоено в школе. Но для того, чтобы ребенок овладел программой современной школы, этого недостаточно. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы, т. е. обладать интеллектуальной компетенцией.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие интеллектуальной компетентности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В чем же заключается интеллектуальная компетентность детей старшего дошкольного возраста.

Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста обладает следующими умениями: проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, владеет универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами. Согласно мнению Л. А. Парамоновой, интеллектуальная компетенция старшего дошкольника – это вид компетентности, который характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Какие современные образовательные технологии, методики способствуют формированию интеллектуальной компетенции? Как считают ученые, наиболее эффективный путь, это логико-математическое развитие дошкольников.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, составить алгоритм, проявить при этом познавательную инициативу и самостоятельность. Они помогают развивать внимание, память, речь, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению инициативы в преобразовании игровой ситуации. Таких игр много. Сегодня я остановлюсь на наиболее, на мой взгляд, приемлемых. Для удобства по подбору игр, предлагаю схему, в которой развивающие игры классифицированы по цели и способу достижения результата.

Интерес вызывает технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В педагогику Вячеслав Вадимович пришел случайно. По образованию инженер-физик, но появилась семья, дети и это в корне изменило его жизнь. Стал интересоваться педагогикой, придумывать игры. Встречи с педагогами-практиками способствовали этому процессу, но хотелось найти свой путь, свою «изюминку». Так появился игровой материал «Сказочные лабиринты игры», в которой игры распределены по возрастным категориям и направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников. Игры раскрывают каждую из образовательных задач, происходит это легко в игровой форме. Причем играть ребенок может как со взрослым, так и самостоятельно. Игры обладают таким качеством, полифункциональность, могут гибко использоваться в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления, возможностью применения в совместной деятельности. Такого рода игры несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, способствуют развитию логического мышления, речи.

Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.

Первые игры разработанные В. В. Воскобовичем: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Складушки», «Цветовые часы», их ценностью была сама игра как таковая. К примеру «Геоконт» : конструктивный элемент в этой игре – резиночка. Растягивая ее на гвоздиках поля, мы получаем ту или иную фигуру. Игра замечательна в плане развития моторики, формирования геометрических, пространственных представлений, развития воображения. Оказывается, резиночкой можно «рисовать», но если снимаешь ее, то становится грустно: все исчезает. А как было бы здорово зафиксировать изображение, более того, перенести его на лист бумаги, чтобы потом вырезать или раскрасить карандашом или словами. И эти задумки воплотил «Геовизор». А еще хорошо бы уйти от важной, но скучной дидактики, «оживить» конструктивные процессы – так появилась сказка «Малыш ГЕО, ворон Метр и Я, дядя Слава» с первыми героями сказочной среды – «Фиолетового леса».

Таким образом, движение шло от одной игры к игровым комплексам, к которым со временем добавились универсальные игровые средства: коврограф «Ларчик» и графический тренажер «Игровизор». И сегодня мы говорим не только и не просто о развивающих играх, а о развивающих комплексах, образующих технологию «Сказочные лабиринты игры». Развивающая направленность игр выстраивается по линии от развития психологических процессов к формированию способностей: сенсорных, интеллектуальных, творческих, математических, речевых.

«Сказочные лабиринты игры» - технология не просто развития детских способностей, но сотворчества и сотрудничества, и в этом заключается ее особый смысл и важное преимущество: она позволяет раскрыться как ребенку, так и педагогу.

В век информационных технологий особенно важно идти в ногу со временем, и В. В. Воскобович создал серию видеоинструкций и видеоуроков по практическому использованию развивающих игр.

Среди активных методов интеллектуального развития детей общепризнанное место занимают проблемно-поисковые ситуации. В ходе их решения создаются особые условия, побуждающие ребенка применить имеющиеся у него знания, использовать известные способы или придумать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации. При этом ребенок учится рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать, проявлять сообразительность, смекалку и др. Кроме того, происходит проговаривание условий и способов решения, объяснение своего варианта, выслушивание возражений и других вариантов решения проблемы, предложенных разными детьми. Мотивировка задания, выраженная в сказочной форме с элементами занимательности, поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации, создает положительный эмоциональный настрой. Различные задания для проблемно-поисковых ситуаций можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Отдельно хочется рассказать про использование флексагонов в процессе развития пространственного мышления. (Первый флексагон был изобретен в 1939 г. совершенно случайно. Студент Принстонского университета англичанин Артур Стоун, чтобы придать своему учебному блокноту нужные размеры, отрезал от него края – получилось несколько прямоугольных полок, с которыми он стал, играя, экспериментировать.)

Флексагоны – плоские модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определенным образом. При складывании флексагона становятся видны поверхности, которые ранее были скрыты в конструкции флексагона, а прежде видимые поверхности уходят внутрь. Тем самым флексагон из плоскости выводит нас в пространство объёма. Видов флексагонов много. Тетрафлексагоны (имеет 4 поверхности, 2 из которых скрыты) и тригексафлексагоны (имеет три поверхности, из которых одна скрыта; в качестве эталона формы в развертке используется квадрат.) легко сделать с детьми, используя заготовки. Ребята могут вначале сами раскрасить, а затем по схеме сложить и склеить флексагон. Получается замечательная математическая головоломка. Вот уже гексагексафлексагон (флексагон, имеющий форму правильного шестиугольника) сделать сложнее. Тут потребуется кропотливая работа. Но результат порадует всех. И конечно, интересно сложить флексор – это объёмная фигура, полученная путем складывания по определенной схеме полоски бумаги.

Эффект «фокуса» при работе с флексагонами вызывает стойкий интерес детей. Флексагоны можно использовать для закрепления цвета, порядкового, количественного счета, для знакомства с геометрическими фигурами. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию. Флексагоны хороши для освоения детьми понятия «время». С их помощью можно показать циферблат, сезонные явления, дни недели, месяцы. При этом игровые и поисковые задачи доминируют. А усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной математике становится активным. Изготовление флексагонов не требует больших затрат: для изготовления нужны бумага, клей, ножницы и эталоны форм.

Лист Мёбиуса – удивительный феномен, относится к числу «математических неожиданностей». Его можно исследовать до бесконечности. Рассказывают, что открыть свой «лист» Августу Фердинанду Мёбиусу помогла служанка, сшившая однажды неправильно концы ленты. Для изготовления необходима бумажная лента и клей. Склеиваем концы ленты повернув один из них на пол-оборота т. е. на 180*. Исследуя опытным путем свойства листа Мебиуса знакомим детей с новой геометрической фигурой и технологией игры с ним. Игровые задания: «Без начала, без конца»; «Человечек-перевертыш»; «Два кольца» и др. На основании опытов можно убедиться в том, что лист Мебиуса имеет один край и одну сторону.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал «Счётные палочки» для развития у детей математических способностей. Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть. Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Так же Кюизенер является автором книги, в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета». В книге приведены разнообразные интересные обучающие игры и упражнения. Идея одновременно проста и интересна. Палочки имеют разную длину: от 1 см до 10 см и разный цвет. Могут быть изготовлены из дерева или пластмассы. Палочки имеют свои определенные цвета и не случайно. Например, вся красная группа (семья) кратна двум, все зеленые палочки кратны трем, желтые кратны пяти. Маленький белый кубик — это целое число, так как по длине может укладываться в любую другую палочку. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, способность различать количественный и порядковый счёт, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.

Самостоятельной методикой ее конечно же сложно назвать, так как включает в себя не комплексное развитие, а одностороннее - математический уклон.

Но является отличным дополнением и не вступает в конфликт ни с одной из известных методик развития. Может самостоятельно использоваться как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях, в чем и завоевала свою популярность.

Какие наиболее популярные пособия с упражнениями можно встретить

«Кростики» (альбом со схемами) для детей 4-5 лет.

«На златом крыльце сидели» для подготовки детишек к школе.

«Волшебные дорожки» для самых маленьких деток 2-3 года.

«Дом с колокольчиком» для деток 4-5 лет.

«Веселые цветные числа» (игровые развивающие математические ситуации для детей 3-4 лет)

Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания. Никитин Борис Павлович — один из основоположников методики раннего развития разработал систему развивающих игр по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

Поначалу может показаться, что занятия с детьми по системе Никитиных требуют слишком много времени. Это не так. Трудный момент - начало новой игры. Позже, когда ребенок освоит новую игру, он будет заниматься самостоятельно.

Наиболее известные игры Никитина – это:

Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев) – состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур.

Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет свою окраску.

Дроби (от 3-5 лет)комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т. д.

Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства.

Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки.

А также: кубики для всех, кирпичики, дроби, внимание – угадайка, точечки, узелки.

Разработанные Борисом Павловичем Никитиным развивающие игры описаны им в книгах, которые так и называются – «Ступеньки творчества или Развивающие игры», «Интеллектуальные игры».

Игры Анатолия Залмановича Зака – доктора психологических наук - не оставляют без интереса детей и, более того, переходят в увлечение. Принципиальной задачей технологии Зака выступает развитие психических процессов и вследствие этого, развитие интеллектуальных способностей,

Технология включает:

- развитие способности анализировать,

- развитие способности комбинировать,

- развитие способности рассуждать,

- развитие способности планировать.

Разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления. Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и ряд циклов развивающих занятий. Предлагаемые в тетрадях поисково-творческие задания можно использовать как для занятий с одним ребенком дома, так и для групповой работы в детском саду и на занятиях по подготовке к учебе в школах. Пособие снабжено интеллектуальными играми, рисунками, интересными вопросами.

У А. Зака развивающие игры разнообразны : «Почтальон – читатель», «Разное – одинаковое», «Поиск девятого», «Познавать играя», "КАК ГУСЕНИЦА И МУРАВЕЙ В ГОСТИ ХОДИЛИ", игра «Путешествие насекомых»

В книге «Будем смышлеными!» развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет» он доступно рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой.

Развивающие методики совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки». Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги "Давайте поиграем"(под редакцией А. А. Столяра., а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З. А. Михайловой, где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах "Детство", "Развитие", "Радуга", "Истоки" и других.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

К набору с блоками прилагается восьмистраничная инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия серии «Блоки Деньеша», которые являются составной частью игрового методического комплекса.

Начиная работать с блоками Дьеныша педагогу необходимо познакомить детей с самими блоками. Затем предлагаются игры, в зависимости от возраста детей.

Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.

Методика Дьенеша исключает скучные задания — ребёнок обучается легко и непринуждённо, на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

а) блоки можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности,

б) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

б) настольно-печатных играх.

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин», «Почта», «Поезд».

г) деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество).

Блоки Деньеша являются прекрасными заместителями предметов.

Предлагаю вашему вниманию игры для детей дошкольного возраста.

«Поиск одинаковых фигур».

«Угости игрушку».

«Игра с кругом».

«Дорожки».

«Покажи».

«Угадай- ка».

«Волшебный мешочек»

«Уборка»

«Найди лишнее»

«Найди пару»

«Что изменилось»

«Продолжи цепочку»

«Дополни картинку»

«Найди клад»

«Угадай, что в коробочке»

«Дополни ряд»

«Посади клумбу»

«Логическое домино»

«Угадай-ка»

«Проложи дорожки к домикам»

«Рассели жильцов в доме»

«Составь картинку»

«Второй ряд»

«Все в ряд».

«Группы».

«Разгадывание фигуры».

«Магазин».

«Фантазёры».

Настольно-печатная игра «Помоги блокам выбраться из заколдованного леса»

Развивающая предметно-игровая система СОТЫ КАЙЕ предназначена для индивидуальной и коллективной игры детей в возрасте от 3 до 11 лет.

Кайе Виктор Августович родился в г. Москве. Большую часть своей жизни он посвятил разработке и освоению в производство новых развивающих игр и игрушек, придумал много уникального игрового материала для детей.

Его многофункциональную, вариативную дидактическую и игровую систему можно применять как в детском саду, так в домашних условиях. Самые популярные дидактические игры:

Лабиринт: в серию входят речной, солнечный, радужный, лесной.

Соты Кайе, Маленький дизайнер

Игровой материал: Зеленые поляны. Мосты и берега. В книгах содержится уникальный дидактический материал, который нужно вырезать из картонных вставок и подробные описания для нескольких, различных по характеру и направленности, игр.

Виктор Августович постоянно пополняет свою уникальную коллекцию, придумывает новые игрушки, игры, методические пособия, занимается педагогической деятельностью, проводит занятия с детьми, продвигает свои методики в учреждения образования. В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками.

В работе с детьми рекомендую использовать рассмотренные нами инновационные технологии и методики такие как:

технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»,

технология А. 3. Зака «Развитие умственных способностей»;

технология Т. Б. Никитина «Ступеньки творчества»;

технология Кюизенера «Палочки Кюизенера»;

технология Дьенеша «Логические блоки Дьенеша»;

технология моделирование листа Мебиуса;

технология моделирование флексагонов;

элементы авторской программы В. А. Кайе «Соты Кайе»

Но не менее интересны методики и технологии других авторов:

технология современного направления с использованием математического моделирования Г. А. Репиной;

методика решения обратных задач с элементами моделирования Дусавицкого;

методика А. Н. Зайцева «Стосчет» и др.

Не нужно использовать в работе все методики и технологии сразу. Эффективнее будет….

Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать их возможно только в системе. Это может быть проект направленный на создание условий для развития интеллектуальной деятельности дошкольников, включающий в себя постановку определенной цели, задачи работы, перспективное планирование по организации развивающих игр с детьми, взаимодействия с родителями, конспекты НОД на основе развивающих игр, организация интеллектуально-досуговых мероприятий, Создание картотеки развивающих игр с подробным их описанием.

Залогом успеха в реализации проекта, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды в группе. В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико-математических игр. Доступная предметная среда для детей в центре «Знайка» : шашаки, шахматы, домино, игры-головоломки, геометрические конструкторы, лабиринты,а также разработки заданий с героями и играми, которые можно использовать в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Большим подспорьем служат игры сделанные своими руками.

Описания игр представлены в таких учебных пособиях:

З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе «Математика от трёх до шести».

Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры».

Б. П. Никитин «Интеллектуальные игры».

А. З. Зак «Как развивать логическое мышление у детей

А. З. Зак «Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет».

Зак А. З. «Методы развития интеллектуальных способностей у детей»

Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»

В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры»

Сорокина Л. И. «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. Конспекты практических занятий»

З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизнера»,

З. А. Михайлова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста»

Г. А. Репина Флексагоны как средство математического развития дошкольников

Панова А. П. «Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша».

Репина Г. А. «Математическое развитие дошкольников. Современные направления».

Репина Г. А. «Технологии математического моделирования с дошкольниками».

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский. Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений.

Консультация для воспитателей «Гендерное развитие детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Гендерное развитие детей дошкольного возраста» «Гендер» (род, который обозначает социальный пол, пол как.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности» Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности При формировании и укреплении дружеских отношений.

Консультация для воспитателей «Гимнастика во время напряженной интеллектуальной деятельности» Консультация для воспитателей «Гимнастика во время напряженной интеллектуальной деятельности» Эта гимнастика выполняется с движениями и.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» Хакунова С. А. МБДОУ №16 города Майкопа. Одной из главных задач в воспитании детей современного общества - была и остается воспитания любви.

Консультация для воспитателей «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр» Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». Одним из методов.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста на прогулке» Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста на прогулке» Будеева Валентина Павловна Муниципальное бюджетное.

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста Воспитатель: Ершова Е. А. Загадка – одна из.

Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста" [/b] Уважаемые родители! Если ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальной компетентности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 апреля 2019 в 11:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальной компетентности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Цымбалюк Оксана (УИ 1596830) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД