Цымбалюк Оксана
Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальной компетентности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня от детей, поступающих в школу, для успешного обучения требуются несколько иные качества, чем 3-5 лет назад. Наиболее отчетливо эти изменения в требованиях проявляются в отношении интеллектуальной готовности будущего школьника. Конечно, определенный кругозор, многие конкретные знания и умения необходимы дошкольнику как основа того нового, что будет освоено в школе. Но для того, чтобы ребенок овладел программой современной школы, этого недостаточно. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы, т. е. обладать интеллектуальной компетенцией.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие интеллектуальной компетентности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В чем же заключается интеллектуальная компетентность детей старшего дошкольного возраста.
Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста обладает следующими умениями: проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, владеет универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами. Согласно мнению Л. А. Парамоновой, интеллектуальная компетенция старшего дошкольника – это вид компетентности, который характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
Какие современные образовательные технологии, методики способствуют формированию интеллектуальной компетенции? Как считают ученые, наиболее эффективный путь, это логико-математическое развитие дошкольников.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, составить алгоритм, проявить при этом познавательную инициативу и самостоятельность. Они помогают развивать внимание, память, речь, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению инициативы в преобразовании игровой ситуации. Таких игр много. Сегодня я остановлюсь на наиболее, на мой взгляд, приемлемых. Для удобства по подбору игр, предлагаю схему, в которой развивающие игры классифицированы по цели и способу достижения результата.
Интерес вызывает технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В педагогику Вячеслав Вадимович пришел случайно. По образованию инженер-физик, но появилась семья, дети и это в корне изменило его жизнь. Стал интересоваться педагогикой, придумывать игры. Встречи с педагогами-практиками способствовали этому процессу, но хотелось найти свой путь, свою «изюминку». Так появился игровой материал «Сказочные лабиринты игры», в которой игры распределены по возрастным категориям и направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников. Игры раскрывают каждую из образовательных задач, происходит это легко в игровой форме. Причем играть ребенок может как со взрослым, так и самостоятельно. Игры обладают таким качеством, полифункциональность, могут гибко использоваться в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления, возможностью применения в совместной деятельности. Такого рода игры несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, способствуют развитию логического мышления, речи.
Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.
Первые игры разработанные В. В. Воскобовичем: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Складушки», «Цветовые часы», их ценностью была сама игра как таковая. К примеру «Геоконт» : конструктивный элемент в этой игре – резиночка. Растягивая ее на гвоздиках поля, мы получаем ту или иную фигуру. Игра замечательна в плане развития моторики, формирования геометрических, пространственных представлений, развития воображения. Оказывается, резиночкой можно «рисовать», но если снимаешь ее, то становится грустно: все исчезает. А как было бы здорово зафиксировать изображение, более того, перенести его на лист бумаги, чтобы потом вырезать или раскрасить карандашом или словами. И эти задумки воплотил «Геовизор». А еще хорошо бы уйти от важной, но скучной дидактики, «оживить» конструктивные процессы – так появилась сказка «Малыш ГЕО, ворон Метр и Я, дядя Слава» с первыми героями сказочной среды – «Фиолетового леса».
Таким образом, движение шло от одной игры к игровым комплексам, к которым со временем добавились универсальные игровые средства: коврограф «Ларчик» и графический тренажер «Игровизор». И сегодня мы говорим не только и не просто о развивающих играх, а о развивающих комплексах, образующих технологию «Сказочные лабиринты игры». Развивающая направленность игр выстраивается по линии от развития психологических процессов к формированию способностей: сенсорных, интеллектуальных, творческих, математических, речевых.
«Сказочные лабиринты игры» - технология не просто развития детских способностей, но сотворчества и сотрудничества, и в этом заключается ее особый смысл и важное преимущество: она позволяет раскрыться как ребенку, так и педагогу.
В век информационных технологий особенно важно идти в ногу со временем, и В. В. Воскобович создал серию видеоинструкций и видеоуроков по практическому использованию развивающих игр.
Среди активных методов интеллектуального развития детей общепризнанное место занимают проблемно-поисковые ситуации. В ходе их решения создаются особые условия, побуждающие ребенка применить имеющиеся у него знания, использовать известные способы или придумать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации. При этом ребенок учится рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать, проявлять сообразительность, смекалку и др. Кроме того, происходит проговаривание условий и способов решения, объяснение своего варианта, выслушивание возражений и других вариантов решения проблемы, предложенных разными детьми. Мотивировка задания, выраженная в сказочной форме с элементами занимательности, поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации, создает положительный эмоциональный настрой. Различные задания для проблемно-поисковых ситуаций можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Отдельно хочется рассказать про использование флексагонов в процессе развития пространственного мышления. (Первый флексагон был изобретен в 1939 г. совершенно случайно. Студент Принстонского университета англичанин Артур Стоун, чтобы придать своему учебному блокноту нужные размеры, отрезал от него края – получилось несколько прямоугольных полок, с которыми он стал, играя, экспериментировать.)
Флексагоны – плоские модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определенным образом. При складывании флексагона становятся видны поверхности, которые ранее были скрыты в конструкции флексагона, а прежде видимые поверхности уходят внутрь. Тем самым флексагон из плоскости выводит нас в пространство объёма. Видов флексагонов много. Тетрафлексагоны (имеет 4 поверхности, 2 из которых скрыты) и тригексафлексагоны (имеет три поверхности, из которых одна скрыта; в качестве эталона формы в развертке используется квадрат.) легко сделать с детьми, используя заготовки. Ребята могут вначале сами раскрасить, а затем по схеме сложить и склеить флексагон. Получается замечательная математическая головоломка. Вот уже гексагексафлексагон (флексагон, имеющий форму правильного шестиугольника) сделать сложнее. Тут потребуется кропотливая работа. Но результат порадует всех. И конечно, интересно сложить флексор – это объёмная фигура, полученная путем складывания по определенной схеме полоски бумаги.
Эффект «фокуса» при работе с флексагонами вызывает стойкий интерес детей. Флексагоны можно использовать для закрепления цвета, порядкового, количественного счета, для знакомства с геометрическими фигурами. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию. Флексагоны хороши для освоения детьми понятия «время». С их помощью можно показать циферблат, сезонные явления, дни недели, месяцы. При этом игровые и поисковые задачи доминируют. А усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной математике становится активным. Изготовление флексагонов не требует больших затрат: для изготовления нужны бумага, клей, ножницы и эталоны форм.
Лист Мёбиуса – удивительный феномен, относится к числу «математических неожиданностей». Его можно исследовать до бесконечности. Рассказывают, что открыть свой «лист» Августу Фердинанду Мёбиусу помогла служанка, сшившая однажды неправильно концы ленты. Для изготовления необходима бумажная лента и клей. Склеиваем концы ленты повернув один из них на пол-оборота т. е. на 180*. Исследуя опытным путем свойства листа Мебиуса знакомим детей с новой геометрической фигурой и технологией игры с ним. Игровые задания: «Без начала, без конца»; «Человечек-перевертыш»; «Два кольца» и др. На основании опытов можно убедиться в том, что лист Мебиуса имеет один край и одну сторону.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал «Счётные палочки» для развития у детей математических способностей. Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть. Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.
Так же Кюизенер является автором книги, в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета». В книге приведены разнообразные интересные обучающие игры и упражнения. Идея одновременно проста и интересна. Палочки имеют разную длину: от 1 см до 10 см и разный цвет. Могут быть изготовлены из дерева или пластмассы. Палочки имеют свои определенные цвета и не случайно. Например, вся красная группа (семья) кратна двум, все зеленые палочки кратны трем, желтые кратны пяти. Маленький белый кубик — это целое число, так как по длине может укладываться в любую другую палочку. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, способность различать количественный и порядковый счёт, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.
Самостоятельной методикой ее конечно же сложно назвать, так как включает в себя не комплексное развитие, а одностороннее - математический уклон.
Но является отличным дополнением и не вступает в конфликт ни с одной из известных методик развития. Может самостоятельно использоваться как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях, в чем и завоевала свою популярность.
Какие наиболее популярные пособия с упражнениями можно встретить
• «Кростики» (альбом со схемами) для детей 4-5 лет.
• «На златом крыльце сидели» для подготовки детишек к школе.
• «Волшебные дорожки» для самых маленьких деток 2-3 года.
• «Дом с колокольчиком» для деток 4-5 лет.
• «Веселые цветные числа» (игровые развивающие математические ситуации для детей 3-4 лет)
Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания. Никитин Борис Павлович — один из основоположников методики раннего развития разработал систему развивающих игр по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.
Поначалу может показаться, что занятия с детьми по системе Никитиных требуют слишком много времени. Это не так. Трудный момент - начало новой игры. Позже, когда ребенок освоит новую игру, он будет заниматься самостоятельно.
Наиболее известные игры Никитина – это:
Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев) – состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур.
Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет свою окраску.
Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т. д.
Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства.
Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки.
А также: кубики для всех, кирпичики, дроби, внимание – угадайка, точечки, узелки.
Разработанные Борисом Павловичем Никитиным развивающие игры описаны им в книгах, которые так и называются – «Ступеньки творчества или Развивающие игры», «Интеллектуальные игры».
Игры Анатолия Залмановича Зака – доктора психологических наук - не оставляют без интереса детей и, более того, переходят в увлечение. Принципиальной задачей технологии Зака выступает развитие психических процессов и вследствие этого, развитие интеллектуальных способностей,
Технология включает:
- развитие способности анализировать,
- развитие способности комбинировать,
- развитие способности рассуждать,
- развитие способности планировать.
Разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления. Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и ряд циклов развивающих занятий. Предлагаемые в тетрадях поисково-творческие задания можно использовать как для занятий с одним ребенком дома, так и для групповой работы в детском саду и на занятиях по подготовке к учебе в школах. Пособие снабжено интеллектуальными играми, рисунками, интересными вопросами.
У А. Зака развивающие игры разнообразны : «Почтальон – читатель», «Разное – одинаковое», «Поиск девятого», «Познавать играя», "КАК ГУСЕНИЦА И МУРАВЕЙ В ГОСТИ ХОДИЛИ", игра «Путешествие насекомых»
В книге «Будем смышлеными!» развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет» он доступно рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой.
Развивающие методики совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки». Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги "Давайте поиграем"(под редакцией А. А. Столяра., а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З. А. Михайловой, где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах "Детство", "Развитие", "Радуга", "Истоки" и других.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
К набору с блоками прилагается восьмистраничная инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия серии «Блоки Деньеша», которые являются составной частью игрового методического комплекса.
Начиная работать с блоками Дьеныша педагогу необходимо познакомить детей с самими блоками. Затем предлагаются игры, в зависимости от возраста детей.
Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.
Методика Дьенеша исключает скучные задания — ребёнок обучается легко и непринуждённо, на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
а) блоки можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности,
б) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
б) настольно-печатных играх.
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин», «Почта», «Поезд».
г) деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество).
Блоки Деньеша являются прекрасными заместителями предметов.
Предлагаю вашему вниманию игры для детей дошкольного возраста.
«Поиск одинаковых фигур».
«Угости игрушку».
«Игра с кругом».
«Дорожки».
«Покажи».
«Угадай- ка».
«Волшебный мешочек»
«Уборка»
«Найди лишнее»
«Найди пару»
«Что изменилось»
«Продолжи цепочку»
«Дополни картинку»
«Найди клад»
«Угадай, что в коробочке»
«Дополни ряд»
«Посади клумбу»
«Логическое домино»
«Угадай-ка»
«Проложи дорожки к домикам»
«Рассели жильцов в доме»
«Составь картинку»
«Второй ряд»
«Все в ряд».
«Группы».
«Разгадывание фигуры».
«Магазин».
«Фантазёры».
Настольно-печатная игра «Помоги блокам выбраться из заколдованного леса»
Развивающая предметно-игровая система СОТЫ КАЙЕ предназначена для индивидуальной и коллективной игры детей в возрасте от 3 до 11 лет.
Кайе Виктор Августович родился в г. Москве. Большую часть своей жизни он посвятил разработке и освоению в производство новых развивающих игр и игрушек, придумал много уникального игрового материала для детей.
Его многофункциональную, вариативную дидактическую и игровую систему можно применять как в детском саду, так в домашних условиях. Самые популярные дидактические игры:
Лабиринт: в серию входят речной, солнечный, радужный, лесной.
Соты Кайе, Маленький дизайнер
Игровой материал: Зеленые поляны. Мосты и берега. В книгах содержится уникальный дидактический материал, который нужно вырезать из картонных вставок и подробные описания для нескольких, различных по характеру и направленности, игр.
Виктор Августович постоянно пополняет свою уникальную коллекцию, придумывает новые игрушки, игры, методические пособия, занимается педагогической деятельностью, проводит занятия с детьми, продвигает свои методики в учреждения образования. В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками.
В работе с детьми рекомендую использовать рассмотренные нами инновационные технологии и методики такие как:
технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»,
технология А. 3. Зака «Развитие умственных способностей»;
технология Т. Б. Никитина «Ступеньки творчества»;
технология Кюизенера «Палочки Кюизенера»;
технология Дьенеша «Логические блоки Дьенеша»;
технология моделирование листа Мебиуса;
технология моделирование флексагонов;
элементы авторской программы В. А. Кайе «Соты Кайе»
Но не менее интересны методики и технологии других авторов:
технология современного направления с использованием математического моделирования Г. А. Репиной;
методика решения обратных задач с элементами моделирования Дусавицкого;
методика А. Н. Зайцева «Стосчет» и др.
Не нужно использовать в работе все методики и технологии сразу. Эффективнее будет….
Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать их возможно только в системе. Это может быть проект направленный на создание условий для развития интеллектуальной деятельности дошкольников, включающий в себя постановку определенной цели, задачи работы, перспективное планирование по организации развивающих игр с детьми, взаимодействия с родителями, конспекты НОД на основе развивающих игр, организация интеллектуально-досуговых мероприятий, Создание картотеки развивающих игр с подробным их описанием.
Залогом успеха в реализации проекта, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды в группе. В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико-математических игр. Доступная предметная среда для детей в центре «Знайка» : шашаки, шахматы, домино, игры-головоломки, геометрические конструкторы, лабиринты,а также разработки заданий с героями и играми, которые можно использовать в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Большим подспорьем служат игры сделанные своими руками.
Описания игр представлены в таких учебных пособиях:
З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе «Математика от трёх до шести».
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры».
Б. П. Никитин «Интеллектуальные игры».
А. З. Зак «Как развивать логическое мышление у детей?»
А. З. Зак «Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет».
Зак А. З. «Методы развития интеллектуальных способностей у детей»
Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»
В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры»
Сорокина Л. И. «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. Конспекты практических занятий»
З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизнера»,
З. А. Михайлова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста»
Г. А. Репина Флексагоны как средство математического развития дошкольников
Панова А. П. «Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша».
Репина Г. А. «Математическое развитие дошкольников. Современные направления».
Репина Г. А. «Технологии математического моделирования с дошкольниками».