Галина Лыпкань
Консультация для воспитателей, работающих с детьми с ментальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
[«Простые правила при работе со сказкой или детским фильмом».]
Федеральный закон №436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" определяет информационную безопасность следующим образом "Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному, нравственному развитию".
Публикация «Консультация для воспитателей, работающих с детьми с ментальными нарушениями» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Наши воспитанники становятся не только субъектами, но и объектами правонарушений, связанных с нарушениями информационных технологий, т. к. не всегда могут дать оценку информации о насилии, жестокости, информации разжигающей расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям, пропаганде суицида, наркотиков. Изменение социально-экономической и психологической ситуаций, снижение уровня моральных ценностей, утрата морально-нравственных ориентиров –одно из последствий активного использования информационного пространства. Находясь под воздействием непрерывного потока негативной информации, дети не готовы к её осмыслению, поэтому страдают от последствий. Всё это приводит к лавинообразному увеличению форм само разрушающего поведения. Дети данной категории оказываются особо уязвимыми, так как не умеют критически осмысливать предложенную информацию. Выходя в социум, они оказываются не защищёнными,не готовыми правильно оценить информацию,противостоять негативной. Таким образом, новые подходы к работе с детьми по информационной безопасности и гражданско - патриотическому воспитанию -социальный заказ общества системе воспитания.
Учитывая особенности мышления и восприятия детей данной категории, их ЗБР, детям необходима помощь в формировании правильного видения информационной угрозы, этических, гражданских и правовых норм. Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач. В связи с этим, значительная роль отводится воспитательным и образовательным учреждениям, в рамках которых проводится работа по духовно-нравственному воспитанию подростков, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее распространение приобретает взгляд на информационную защищенность подростков, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и др. компоненты. К числу определяющих принципов, которые являются и условием реализации цели и задач воспитания информационной безопасности, относится признание высокой социальной значимости, необходимости формирования реальных возможностей целенаправленных усилий для её развития у подростков. Наша задача, научить детей выявлять информационные угрозы, предвидеть опасности, риски, последствия воздействия негативной информации.
Давайте смотреть фильмы с детьми.
Все наслышаны о печальной зависимости детей от высоких технологий. Нет ничего страшнее, как видеть ребенка, постоянно играющего в электронные игрушки и сидящего в Интернете в поисках смешных демативаторов. Конечно, мы должны понимать, что многое зависит от нас: занять его, увлечь и раскрыть другие грани жизни. Однако иногда действительно хочется просто сесть, включить какой-нибудь интересный фильм, замирая на самых интересных моментах. И вот в этом нет ничего плохого. Напротив, правильно спланированный просмотр фильма поможет ещё и извлечь из этого пользу. Главное, во всём соблюдать меру и не становиться заядлыми киноманами.
Важность коллективного просмотра
Люди смотрят фильмы от нечего делать, ребёнок же, только исследующий мир, воспринимает всё гораздо значительнее и острее. Он задаётся многими вопросами, познаёт действительность, ему многое может быть непонятно. Если он останется с телевизором наедине, то все его эмоции и возможные вопросы превратятся к концу просмотра в большой ком, который скоро растает. Если же рядом сидят взрослые, то они могут сразу удовлетворять запросы ребенка и разъяснять ему необходимые вещи. Будет не очень хорошо, когда у ребёнка сложится ошибочное представление о той или иной стороне жизни. Самостоятельно он может сделать неправильные выводы, что в дальнейшем повлияет и на его мировоззрение. Как же не хочется, чтобы наши дети прошли через систему воспитательных уроков Голливуда,а этот процесс, увы,уже начался. Необходимо научить детей видеть сомнительные ситуации,определять потенциальную опасность и адекватно их оценивать и проговаривать со взрослыми.
Каждый ли фильм учит?
Показанный фильм или мультик – это замечательная иллюстрация к вопросу о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Старайтесь выбирать такие фильмы, в которых поступки героев однозначны и не введут ребенка в заблуждение. Можно показать ему старые добрые мультики, можно включить и взрослую картину, которая будет доступна его возрасту. Но лучше не выбирать фильмы ужасов или кровавые боевики с неоправданной жестокостью. Можно смотреть комедии бесплатно, добрые и не пошлые. Достаточно лишь сделать правильный выбор и найти нужный фильм в огромной кино-копилке Интернета. Таким образом, хороший детский фильм является незаменимым материалом для использования его в качестве содержательной основы информационной безопасности. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как детский фильм, сказка.
Простые правила при работе со сказкой или детским фильмом.
Как выбрать «правильное» кино?
Несмотря на то, что раньше хороших и искренних фильмов было больше, встречаются достойные картины и сейчас. Даже среди русских комедий 2014 года можно выбрать нечто увлекательное и познавательное. Лучше, конечно, сначала посмотреть фильм самому или внимательно прочитать его характеристики. Не лишним будет и ознакомиться с отзывами других людей. Некоторые взрослые фильмы с точки зрения психологии могут казаться менее опасными, нежели некоторые мультфильмы, где главные герои не просто жуткие монстры, а нечто невообразимое, что всецело может исказить представление детей о мире.
После просмотра …
Нельзя просто разойтись после увиденного по своим делам. Детям крайне важно поделиться своими эмоциями и мыслями со взрослыми. Можно попросить пересказать понравившиеся эпизоды, рассказать о том впечатлении, которое они произвели. Хорошо провести и ненавязчивый анализ, задав детям несколько несложных вопросов. Почему герой поступил так, а не иначе? Почему главная героиня в конце обрела счастье, а её сестра потеряла шкатулку с драгоценностями? Используйте потраченное время на фильм с пользой для воспитания и развития детей. Попробуйте извлечь вместе с ними полезный урок из увиденной картины. Стоит спросить и о том, что им совсем не понравилось, какие герои вызвали недовольство. Подумайте вместе с ними, почему так произошло. Интересна и игра в другой финал. Вообразите, что вы режиссёры, и обрисуйте другие концовки, которые, на ваш взгляд, лучше бы вписались в данную ленту событий.
Задавайте вопросы и побуждайте ребенка задавать их.
У детей хрупкая и ранимая психика, и мультфильмы, сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни Сказка,кино как и игра – настоящий символ детства – тут и герои и антигерои, тут и сценарии, которые могут стать даже жизненным сценарием ребенка, тут и описание моральных и нравственных законов жизни, тут и «молодцам урок» в ненавязчивой форме, идущий прямиком в бессознательное, минуя детское сопротивление наставлениям взрослых.
Напоследок…
Помните, что просмотр фильма – это тоже искусство, которому учить надо с детских лет. Нужно прививать детям чувство прекрасного, учить отличать качественное кино от пустого и бессмысленного. Только так они научатся не тратить в дальнейшем время на недостойные картины и начнут проводить время с пользой для себя. Постарайтесь показать детям свое отношение к героям, к происходящим событиям. Помните, осуждению подлежит поступок, а не сказочный герой. Реагируйте эмоционально, но не перестарайтесь. Прожитое через эмоции, глубже остается в нас. Задача педагога: научить держать «ушки на макушке».Рассматривайте иллюстрации. У детей образная память. Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга — вещи разные. Детская психика «подстраховывается» : она не создаст ужасно страшную картинку. Что ребёнок увидел, то и будет стоять у него перед глазами.