Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Проявление творческого начала в музыкально-игровой деятельности»

Надежда Маркелова
Консультация для воспитателей «Проявление творческого начала в музыкально-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Современная музыкально-педагогическая практика, стремясь отвечать актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям людей, все чаще обращается к формам творческого музыкального обучения, представляющим сегодня особую ценность и интерес.

Вопросы, связанные с музыкальной педагогикой и направленные на развитие творческих способностей детей, неоднократно поднимались в работах отечественных и зарубежных ученых и практиков, начиная от Б. Яворского и Б. В. Асафьева, до Э. Бальчитиса, Л. А. Баренбойма, М. Козырева, С. Мальцева, А. Пиличяускаса, Г. Ригиной, Г. И. Шатковского, Б. Шеломова, М. Котляревской и многих других.

Публикация «Консультация для воспитателей „Проявление творческого начала в музыкально-игровой деятельности“» размещена в разделах

Несмотря на усилия многих педагогов, не было создано сколько-нибудь стройной методики начального творческого обучения музыке, при котором продуктивные формы деятельности находились бы в равновесии или преобладали над репродуктивными, детское творчество было так же важно, как и исполнение уже созданного.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.

Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.

Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.

Творческость (креативность) порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа.

В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи и т. п.

Креативное начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить креативности, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности.

Основным видом деятельности дошкольника является игра, поэтому креативные способности наиболее естественно и целесообразно развивать именно в игровой деятельности.

К креативным творческим играм на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении можно отнести вокальные упражнения и разминки, нестандартные задания, музыкально-творческие игры и задания, вокально-двигательные игры, творческие познавательные игры, нестандартные образно-речевые игры, специальные игровые задания.

Для развития импровизации и творчества я предлагаю такие игры как:

1.«Разминка»

(для начала занятия)

Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

И немножко помолчим

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем

Ножку ножкой подобьём

И с начала всё начнём…

Группа расположена полукругом.

1 - действия соответствуют тексту песни.

2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).

3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.

4– по тексту

5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)

6 – по тексту

7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.

В остальных случаях действия соответствуют тексту.

2. «Музыкальные игрушки»

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам –барабанчик

Бам-бам-бам-бам -барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

3. «Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди

Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендую использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: вы помогаете детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

4. «Что делают дети?» и «Кто лучше придумает пляску».

Детям раздаются карточки, на которых дети танцуют, шагают, качают куклу. Сначала в эту игру надо поиграть на под музыку. Потом предложить дошкольникам придумать свои мелодии: плясовую, маршевую, колыбельную. Позднее задание усложняется – «Саша, придумай маршевую мелодию, Максим – плясовую, а Карина – колыбельную». Для выполнения задания дети должны взять в руки платочек, флажок или куклу.

Как продолжение проведённой игры «Кто лучше придумает пляску» детям можно дать домашнее задание, придумать дома весёлые плясовые движения, чтобы из них в детском саду составить пляску. Придя утром в детский сад, в группе устраиваются соревнования «Кто больше и лучше придумал движений». Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не повторялись, а вспоминали свои плясовые движения. На музыкальном занятии дети показывают самые интересные движения, и из них все вместе составляем пляску или народный танец.

5. «Раздувайся, пузырь!»

- это одна из первых хороводных игр. В ней продолжается знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем. Вводится новый элемент – традиционный для хоровода ритуал приглашения, во время которого каждый ребенок последовательно выполняет две роли: вначале его приглашают, а затем он приглашает. Каждый участник игры чувствует при этом внимание других детей и сам его оказывает своим партнерам.

В этой игре дети учатся новым движениям. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг, с другой – выполнение ритмизованных движений, подчиненных образному слову. Эта игра требует большей согласованности движений (ее участники должны приноровиться друг к другу, чтобы выдержать ритм и темп движения) и большего внимания к партнерам по хороводу. В то же время игра забавляет детей и приносит им удовольствие.

Всем детям предлагается сесть на стульчики, расположенные полукругом. Воспитатель спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, воспитатель ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и опять спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, предлагает и ему присоединиться к вам и подать руку Машеньке. Теперьвмы уже втроем идете приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, тоже захотят быть в коллективе. Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. Дальше воспитатель говорит: - «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели.» Дети разбегаются в разные стороны.

Использование креативных творческих игр в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию их творческих способностей.

Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Публикации по теме:

Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии ребенка 1. Каково значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников Основное назначение музыкально-дидактических.

Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельностиЭффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельности Детский сад «Солнышко» структурного подразделения МАОУ Южно-Дубровинской СОШ Автор : Раскенова Асель Магижановна музыкальный руководитель.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности» Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности При формировании и укреплении дружеских отношений.

Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры» Борисенко Ирина Александровна Одной из важнейших задач всестороннего развития современной молодёжи является воспитание музыкальной культуры.

Консультация для воспитателей «Проблема организации игровой деятельности детей в современном детском саду» Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности» Цель: повысить значимость игры в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, как основного вида деятельности детей. Структура: • Технология.

Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально-благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной игровой деятельности детей» Самостоятельная игровая деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая.

Памятка по организации игровой деятельности для воспитателей Задача по организации игровой деятельности в условиях детского сада может преследовать несколько целей: 1) Развитие социально-коммуникативных.

Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе. 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проявление творческого начала в музыкально-игровой деятельности»
Опубликовано: 8 августа 2019 в 12:29
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Проявление творческого начала в музыкально-игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Маркелова (УИ 466283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД