ольга крищенко
Памятка по организации игровой деятельности для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Задача по организации игровой деятельности в условиях детского сада может преследовать несколько целей:
1) Развитие социально-коммуникативных навыков ребёнка;
2) Личностное развитие, развитие индивидуальных качеств ребёнка;
3) Физическое развитие, в том числе координации движений, овладение основными движениями, умением соотносить себя с окружающим пространством и предметами в нём, а также другими детьми, развитие крупной моторики;
4) Развитие мелкой моторики; развитие навыков способствующих формированию предпосылок к учебной деятельности;
Публикация «Памятка по организации игровой деятельности для воспитателей» размещена в разделах
5) Ознакомление с окружающим миром через наблюдение и экспериментирование, проектную деятельность, конструктивно-исследовательскую деятельность;
6) Речевое развитие;
7) Художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество).
Методами достижения указанных целей, является создание определённой среды вокруг детей, в котором они будут развиваться самостоятельно, совместно с сверстниками или под определённом контролем педагога (совместной деятельностью вместе, а потом рядом). Контроль будет заключаться в своевременном оказании содействия ребёнку в обучении, направлении его деятельности согласно его личным и индивидуальным качествам и целям поставленной педагогической задачи.
С первых дней пребывания ребёнка в саду, воспитателю необходимо выяснить при помощи наблюдения за ним и разговора с родителями, во что любит играть ребёнок, что его заинтересовала и игровой среде дет. сада, и как он выстраивает свои взаимоотношения с окружающими его детьми.
Обязательно нужно учитывать возраст ребёнка, так как в каждом возрасте есть свои приоритеты в выборе игровой деятельности. А также физическое и психологическое состояние ребёнка, его индивидуальные особенности характера и физическое развитие.
Виды игровой деятельности :
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками (играет ведущую роль у детей в возрасте от 1 года до 3 лет, но на практике привлекает внимание и детей старшего дошкольного возраста);
2. Игровая деятельность, которую можно разделить на творческие игры и игры с правилами:
Творческие игры:
— режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений, сказок; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);
— сюжетно-ролевые;
— игры-драматизации;
— театрализованные;
— игры со строительным материалом ( со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п. ; с природным материалом; с бросовым материалом);
— игры-фантазирование;
— импровизационные игры-этюды.
Игры с правилами:
—дидактические ( по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольные, настольно-печатные, словесные — игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);
—подвижные ( по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п. ; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д. ; по вариативности: в помещении и на улице);
—развивающие игры для малышей и детей старшего дошкольного возраста;
—игры по математики, настольные игры для изучения предлогов, геометрии, цвета и т. д. ;
—компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений;
стратегии; обучающие);
—игры-пособия (ПДД, машины, макеты улиц и т. д);
3. Игровая деятельность с сенсорными материалами (вода, песок, тесто, сыпучие материалы и элементы окружающей природы и среды). Как правило такая деятельность относится к возрасту от 1 года до 3 лет. Но, сенсорное восприятие очень сильно лидирует и у детей старшего дошкольного возраста. Игра с такими материалами очень хорошо развивает мелкую моторику и навыки, способствующие формированию предпосылок к учебной деятельности. Играя, ребёнок экспериментирует и познаёт элементарные законы физики и математики. Или, например, создавая из яркого бросового материала картины, в современной креативной технике применения нестандартных игр, ребёнок учиться видеть мир по-другому, красоту предметов, развивает в себе художественный и эстетический вкус;
4. Применение изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию) служит в раннем возрасте (от 1-3 лет) больше как игра – эксперимент, поэтому будет хорошо применять его в видах игровой деятельности;
5. Логоритмика или логоритмические игры с музыкальным и без музыкального сопровождения (развитие дыхания, артикуляции, упражнений со звуками, формирование правильного звукопроизношения, обучение грамоте, звукам, буквам);
6. Психологические игры. Развития эмоций, коммуникативных качеств. Игры для хорошего настроения, мирилочки, для знакомства. Уголки настроения;
7. Пальчиковые игры;
8. Игры с элементами спорта. Простейший туризм;
9. Игры с использованием музыкальных инструментов и разных предметов очень помогут в обучение детей через игру понимать структуру музыки, её звук, форму, тона, ритм;
10. Игры с использованием народного фольклора и вокальных детских песен, хороводов, народных хоровых песен развивают у детей художественно-эстетическое восприятие окружающего мира, научат их воспринимать и понимать музыкально-ритмические движения.
Игровая деятельность приводит к выявлению характера ребёнка, его отношения к другим детям, к социуму, его поведение в нестандартных для него условиях: в толпе, в межличностных отношениях разных по характеру детей. Участие в таких играх детей помогает увидеть педагогу индивидуальный характер ребёнка и суметь помочь ему скорректировать «ненужные» качества, либо выявить какою-либо особенность характера.
Все указанные выше игры важны для интеллектуального, физического и эмоционального развития дошкольников, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность детей в движении, способствуют обогащению их опыта.
Как мне кажется, необходимо включать в ежедневный план работы с детьми такие виды игровой деятельности, как: игры с использованием народного фольклора и вокальных детских песен и т. д. (они могут быть очень короткие игры-инсценировки, пальчиковые игры и игры на крупную моторику, подвижные игры с правилами на улице и в помещении, дидактические игры, психологические игры, игры с использованием музыкальных инструментов (они также могут быть сюжетными и короткими, в свободном доступе должны находиться материалы для сенсорных игр, предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, также развивающиеся игры, настольные, игры-пособия, игры для сюжетно-ролевых игр и других творческих игр.