Наталья Синягина
Консультация для воспитателей «Приобщение к чтению детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность. Что, как и когда мы можем сделать для детей, чтобы привлечь их к чтению?
Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают ребёнка, отнимая все его свободное время. И при такой ситуации остро встаёт проблема литературного воспитания детей, приобщения их к чтению.
Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение к чтению детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.
Но, к сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не достаточно серьёзно. По данным опроса родителей 60% из них не читают детям по разным причинам вообще. Поэтому большая ответственность в этом вопросе ложиться на детский сад.
Перед дошкольным учреждением встают следующие задачи: – вызвать интерес к книге, – привить навыки слушать, слышать, воспринимать художественные тексты, – дать возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха, – помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении,
– научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, инсценированием.
Для решения поставленных задач в ДОУ в первую очередь необходимо создать литературный фонд в который будут входить программные произведения, хрестоматии, детская познавательная и энциклопедическая литература, любимые книги детей, книжки раскраски, книжки – малышки, детские журналы, портреты детских писателей. Эти книжки должны постоянно обновляться в уголке «Юного читателя» в группе.
Ребенка в течении всего дня должно окружать художественное слово начиная с самой ранней группы. Но для того, чтобы ребёнок полюбил слово, оно должно быть красивым, художественным, прочитанным эмоционально, с чувствами. Поэтому важно чтобы воспитатели детского сада умели выразительно читать детям.
Так же способствует воспитанию любви детей к книге инсценирование, драматизация литературных произведений. Дети с огромным удовольствием перевоплощаются в героев сказки, с большим желанием заучивают роль, стараются при обсуждении ролей понять характер своего героя и передать его в постановке.
О чём надо помнить, прежде чем взять в руки книгу.
– Необходимо помнить о возрасте ребёнка и вдумчиво подбирать книги, учитывая интересы и имеющийся жизненный и читательский опыт детей.
– Необходимо объяснять ребёнку слова, которые ему незнакомы. Язык сказок бывает сложным: диалектные, устаревшие, вышедшие из широкого употребления слова затрудняют понимание смысла произведения. Лучше будет не читать, а рассказывать сказку, в лицах представлять то, о чём говориться.
– Взрослый должен читать ребёнку не спеша, ясно выговаривая звуки речи, поскольку детское восприятие отличается тем, что ребёнок не всегда различает звуки речи, в результате может понять звучащий текст по – своему, так, как понятно только ему.
– Когда вы рассказываете сказку/стихотворение, то это должно быть мелодично и с логическим ударением. Монотонно читать не стоит. Яркая интонация помогает ребенку дольше концентрироваться на речи, тем самым развивается слуховое внимание, которое так ценно. Так же вы даете образец речевого высказывания: на собственном примере показываете так нужно строить предложения и интонационно его украшать.
Что мы делаем в группе
1. Ежедневное чтение толстых книг – дети ждут встречи с новыми приключениями любимых героев, чтение вслух как особая форма общения между взрослым и ребёнком-дошкольником.
2. Инсценировки сказок, рассказов по прочитанным произведениям. Озвучивание, «оживление» литературных героев.
3. Просмотр мультфильма, чтение продолжения в книге.
4. Обсуждение содержаний мультфильмов и текстов книг, находимы общие сюжеты и различные.
5. Придумывание своих приключений с любимыми героями.
6. «Оживление» любимых героев в рисовании, лепке, аппликации.
7. Привлечение образов любимых героев для обсуждения ситуаций в группе.
8. Рассматривание иллюстраций.
9. Чтение, рассматривание периодических изданий.