Татьяна Кириченко
Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников как основа духовного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении 2-го и 3-го года жизни ребенка происходят значительные изменения в его эмоциональной жизни. На первом году жизни он получает достаточно ласки, внимания со стороны взрослых, которые делали все необходимое для развития у ребенка ведущих линий. И поэтому к началу второго года у ребенка наблюдается состояние эмоционального благополучия: он чувствует себя комфортно, не испытывает длительных, отрицательных эмоций, жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, общителен. Он эмоционально уравновешен: он принят, любим взрослым. Его душа спокойна. И продолжается дальнейшее освоение, познание окружающего, продолжает развиваться познавательный интерес как основа духовного развития. Огромное значение на 2-ом году жизни для появления положительных эмоций как основы духовного развития имеет общение с близкими, которые определяются не столько их неумением удовлетворять свои физические потребности, сколько стремлением постепенно узнавать что-то новое. Опираясь на это можно использовать общение для обогащения детей новыми знаниями и впечатлениями, кроме того, общаясь со взрослыми, дети учатся у них правильно реагировать на явления и события окружающей жизни, эмоционально откликаться на различные ситуации. Это тоже духовное развитие детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Познавательное развитие дошкольников как основа духовного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Немаловажное значение в духовном развитии детей раннего возраста имеет пение и музыка, которые вызывают у детей положительные эмоции, развивают эстетическое восприятие.
Дети всегда радуются, услышав звуки знакомой мелодии, которые вызывают приятные воспоминания. С раннего детства эмоции непосредственно связаны с развитием памяти : чем ярче события, тем лучше оно запоминается. Ребенок, впрочем, радуется не только знакомой песенке, он способен эмоционально переживать свои удачи и неудачи.
Взрослые замечают: ребенок сталкивается с трудностями, проявляет настойчивость, хотя его действия сопровождаются отрицательными эмоциями. В такие моменты ребенка необходимо поддержать, осторожно подсказать правильный способ действия. Вызвать желание преодолеть затруднение, а не отказаться от попыток. Важно научить действиям, которые приведут к желаемому результату, поощрять возникающие положительные эмоции.
Нельзя лишать ребенка возможности самостоятельно что-то сделать, иначе он, находясь в состоянии созерцателя, приучается к бездействию. Задача взрослых научить получать удовлетворение от собственных самостоятельных действий. Интерес к исследованию окружающего сохраняет свое доминирующее значение на протяжении всего раннего детства.
Эмоциональное отношение ребенка к своим действия играет немаловажную роль, от того, какие эмоции возникнут в процессе обучения, какие чувства он испытает от своих успехов или неудач зависит развитие его дальнейшей познавательной активности и следовательно духовного развития.
Для успешного обучения детей действиям, необходимо доброжелательное общение взрослого с ребенком, эмоционально положительное состояние детей заинтересованность в занятиях, возникновение познавательных эмоций.
Необходимо обращать внимание на развитие эмоциональной сферы каждого ребенка, так как в раннем детстве индивидуальная духовность проявляется, прежде всего, через эмоциональное реагирование.
Маленьким детям постоянно хочется что-то делать, повторять свои действия, подражать, узнавать новое. Потребность к познанию связана с эмоциональным отношением взрослого к стремлению детей к «новым открытиям». Именно взрослые учат их способам действия: в играх, в общении, в «бытовых ситуациях». Если этого не происходит, умения ребенка
надолго остаются на уровне примитивного манипулирования, запаздывает развитие речи, отсутствуют возрастные навыки самообслуживания.
Вернемся к разговору о музыке в духовном развитии ребенка, влияния музыки на формирование основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо. Дети эмоционально откликаются на музыку - она способны изменить настроение и улучшить самочувствие. Музыка и пение обогащают духовную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки малыш окружен любовью, нежностью, поэтому он растет жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования, то есть духовно сильным.
Еще одним показатели познавательного развития в раннем детстве является речь. В год у ребенка в активном словаре было около 10 слов: папа, мама, баба, дай-дай, тик-так, ам-ам, ко-ко, ляля, га-га, ав-ав и т. п. То к двум годам они обрастают новым содержанием, «кис-кис» это не только кошка, но и все меховые и пушистые вещи. Это говорит о том, что ребенок продолжает внимательно наблюдать и познавать окружающий мир и на основе этого духовно расти. «Ав-ав» - это собачка, которая вызывает и чувство опасности, а родное и очень близкое «мама» вызывает чувство любви, нежности.
На занятиях по развитию речи во время чтения потешек, рассказывания русских народных сказок, таких как «Курочка- ряба», «Колобок», «Козлята и волк» с помощью мимики и жестов нужно показывать детям основные переживания героев, вызывая тем самым эмоциональный отклик детей, как основу духовности.
По мере формирования различных навыков и привычек у ребенка появляется больше возможности творческого освоения окружающего мира.
Итак, - ранний возраст платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования всесторонне развитой личности.