Татьяна Коробова
Консультация для воспитателей «Подготовка к обучению письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учёта возрастных особенностей малыша. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырё м основным направлениям:
1. Развитие руки.
2. Подготовка к технике письма.
3. Аналитико-синтетическая деятельность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Подготовка к обучению письму“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
4. Формирование элементарных графических навыков.
Рассмотрим каждое направление работы.
1. Развитие руки.
Здесь важно сформировать правильный захват орудия письма (щепотью).Для развития щепоти широко используются пальчиковые игры, упражнения с карандашом. ("Покрути карандаш двумя пальцами","Посолим суп")
Также необходимо упражнять детей в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Это быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение-когда пишем сверху вниз, расслабление- когда пишем снизу вверх.)Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа "Мозаика", "Лего",при работе со штампами, в ручном труде, в процессе лепки.
Важным моментом в данном направлении работы является развитие мелкой моторики рук.
2. Подготовка к технике письма.
Этот раздел работы направлен на развитие пространственной ориентировки. Ребёнок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-то предмета, относительно человека, стоящего напротив. При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа " Ты направо (налево, вниз, вверх) посмотри. Что ты видишь, назови. "
Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны "перенести" на лист бумаги. Насколько правильно ребёнок ориентируется на листе, можно определить с помощью диктанта, либо игровых упражнений. (Лису положите посередине листа. Давайте спрячем колобка от лисы в правом верхнем углу. Лиса его учуяла, колобок перекатился в правый нижний угол. И т. д.)
Для выяснения представлений ребёнка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку. ( Дать задание: показать, какая птица сидит на дереве вверху (внизу,кто впереди мальчика, слева,справа от него).
Немаловажным является развитие чувства ритма. Учим детей фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров)и читать их.
Следующей ступенькой работы является знакомство детей с разлиновкой и обучение ориентироваться в ней. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в "линейке",а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы.
Знакомим детей с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепляем в практических упражнениях игрового характера. Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные- сверху вниз. Сначала ребёнка учат ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, а затем- рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки.
3. Аналитико-синтетическая деятельность.
Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа буквы. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
Игровые упражнения на анализ и синтез графических, условных изображений предметов предшествуют работе с буквами, т. к. графические элементы состоят из знакомых детям элементов, что позволяет ребёнку назвать части, из которых состоит рисунок.
Затем переходим к анализу образа букв.
Этот процесс состоит из умения ребё нка определять:
-количество элементов (сколько элементов составляет букву)
-характеристику элементов (Какие это элементы)
-пространственное расположение элементов в букве.
Синтез образа буквы.
Упражнять детей в воссоздании образа буквы. (Выкладывание из палочек, из разрезанных на элементы частей и т. д.)
4. Формирование элементарных графических умений.
Упражнять детей в осознанном печатании элементов и самих букв.
Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта. ("Клубочки", "Волны").