Наталья Емельянцева
Консультация для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей по теме :
«Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии старших дошкольников».
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития – В. Штерна, Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игровая деятельность интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Как отмечает Л. Ф. Островская, игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Неслучайно игру считают одной из главных форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение.
Специфика игры состоит в том, что ребенок в игре одновременно находится на двух планах – реальном и условном. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Суть игры состоит в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, осуществляется возможность проявить свою самостоятельность в деятельности. Для ребенка в игровой деятельности важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им – реальные[8].
Всю гамму чувств и эмоций ребенок проживает в театрализованных играх. Театрализованная деятельность помогает разностороннему развитию ребенка, формирует личностные качества ребенка, психические процессы. На всех этапах развития общественного дошкольного воспитания проблеме развития детского творчества отводилось должное место[13].
В 20 - 30-е годы государственной комиссией с участием Н. К. Крупской, А. В. Луначарского был подготовлен документ «Положение о единой трудовой школе», где поставлен вопрос о систематическом развитии органов чувств и творческих способностей детей всех возрастов. С тех пор эта проблема обозначается во всех программно – методических документах дошкольных учреждений, особенно в современных программах.
В ФГОС дошкольного образования данный вид деятельности выделен в самостоятельное направление. Это указывает на то, что проблема театрализованной деятельности актуальна и на современном этапе.
Н. А. Ветлугина писала: «Театрализованная деятельность относится к тем видам деятельности, в процессе которой активно формируются творческие способности (выразительность движений, поз, мимики, интонаций). Обогащаются эмоции ребенка, развивается эстетическое отношение к жизни».
Моя работа опирается на исследования А. Н. Монтаева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Согласно их теории ребенок развивается в процессе различных видов деятельности, в том числе и театрализованной.
Игры – драматизации, действие с театрализованной куклой помогают глубже понять рассказы, стихи, сказки, почувствовать их художественную ценность.
Л. С. Выгодский, Р. П. Чудинова, Л. Ю. Субботина указывают на формирование детского воображения, на развитие речи, памяти в процессе театрализованных игр. Л. С. Выгодский: «С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны – сама игра (драматизация) развивается под влиянием речи». Р. И. Жуковская, Р. С. Карпинская: «Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступков».
Процесс развития речи предполагает основания не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АН СССР С. Л. Рубинштейн (1889-1960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам»[9].
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве. Это помогает преодолеть робость, стеснительность, замкнутость, застенчивость, и наоборот, развивается активность, индивидуальность, самостоятельность, инициативность.
По мнению М. Д. Маханевой привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки и, умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй[16].
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка. Это - конкретный, зримый результат. Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Д. В. Менджерицкая, Л. П. Стрелкова, Р. П. Чудинова отмечали о сближении ребенка с литературными персонажами, формирование процесса сопереживания, сочувствия, содействия.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу, Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившемся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей.
Качество и количество этих уроков в первую очередь зависит от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес»[12].
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Выводы:
1. Для успешного решения задач эмоционального развития необходимо включение ребенка в театрализованную деятельность, (создание социальной среды). Необходимо обогатить педагогический процесс разнообразными средствами и методами, ведущим из которых является игра, как актуальная и значимая деятельность детей дошкольного возраста.
2. Театрализованная деятельность имеет большое значение в социальном воспитании детей.
3. В театрализованной деятельности развивается выразительная, публичная, диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи.
4. Эффективность эмоционального развития с помощью театрализованных игр и упражнений во многом определяется тем, насколько четко и дифференцированно обозначены в них воспитательные задачи и уровни их адекватной реализации педагогом при помощи разнообразных методов.
Список литераткры:
1. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М, 1989.
2. Зябкина В. В., Эмоциональное освоение мира // Воспитатель №1, 2009.
3. Журнал «Наши дети», №7 октябрь 2009 Эмоции и мы – кто сильнее!
4. Субботинский Е. В. Ребенок открывает мир, М, : Знание, 1991.
5. Усачева Т. В. Воспитание чувств // Воспитатель №1, 2009.
6. Каменева А. Д. Роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции дошкольника. М., 1983.
7. Козлова Л. П. Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание №9, 2001.
8. Якобсон С. Дошкольник, каков он? /Приложение к журналу «Дошкольное воспитание» №4, 2004.
9. Островская Л. Ф. Руководить нравственным воспитанием дошкольников. // Дошкольное воспитание №4, 1988.
10. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009.
11. Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб., 2008.
12. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991
13. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1997.
14. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.
15. Ставцева Е. А. Эмоционально-оценочная лексика детей старшего дошкольного возраста. //Воспитатель №10, 2009.
16. Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 1990.
17. Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.
18. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности.
19. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. «Познаю себя» Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста М., 2007.